Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Первая часть моей работы посвящена актуальной проблеме религиозного образования осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в условиях изоляции от общества. Здесь раскрывается потенциал религиозного образования как основы религиозного воздействия и элемента целостной системы воспитания и исправления осужденных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы…………………………………………………………………4
2. Индуизм. Ведический период древнеиндийской религии. Брахманский период в индуизме. Упанишады. Вишнуизм, шиваизм, кришнаизм……………………………………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Религоведение.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)


Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт ФСИН России»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Кафедра Гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

  ДОМАШНЯЯ К О Н Т Р О Л Ь Н А Я

   Р А Б О Т А

по дисциплине  Религиоведение

на тему: Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

                             Выполнил: слушатель 1-А  курса

     Киселев Илья Викторович,

        сержант внутренней службы

                    Специальность: 031001.65 –

                                Правоохранительная деятельность

                                        Специализация: оперативно-розыскная                                                                      

                                                                деятельность в УИС

Проверил:                                          

 

 

 

 

 

г. Владимир, 2013г.

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………….3

    1. Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы…………………………………………………………………4
    2. Индуизм. Ведический период древнеиндийской религии. Брахманский период в индуизме. Упанишады. Вишнуизм, шиваизм, кришнаизм……………………………………………….. 9

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Первая  часть моей  работы посвящена актуальной проблеме религиозного образования осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в условиях изоляции от общества. Здесь раскрывается потенциал религиозного образования как основы религиозного воздействия и элемента целостной системы воспитания и исправления осужденных. Обозначаются проблемы, которые испытывает в настоящий момент российская практика использования этого инструмента преобразовательного влияния на личность приговоренных к наказанию в виде лишения свободы. Также в работе объясняются причины и намечаются основные пути решения вскрытых проблем, а также показываются перспективы развития обучения теологическим основам в пенитенциарных заведениях.

Во второй части речь пойдет об одной из мировых религий индуизме. Индуимзм - одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он - от персидского названия реки Инд. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма. Мною были рассмотрены такие вопросы как индуизм и его основные характеристики, а также история развития индуизма.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы.

 

  Лица, нарушившие установленные законом в государстве нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но перевоспитание и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение этих задач возложено на специальные (пенитенциарные) учреждения. Термин «пенитенциарный» (от лат. — poenitentiarius — юридический) означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

  Пенитенциарное учреждение представляет собой специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Это осуществляется отраслью социальной педагогики, занимающейся проблемами воспитания осужденных в условиях мест отбывания наказания, получила название пенитенциарной (исправительной) педагогики. Она представляет собой социальную педагогику, изучающую возможности исправления нравственной деформации личности осужденного и осуществляющую воспитательное воздействие на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы). 
Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:

  1. Правовое воспитание осужденных;
  2. Нравственное воспитание осужденных;
  3. Трудовое воспитание осужденных;
  4. Религиозное воспитание осужденных.

Составным элементом осуществляемого в  настоящее время во многих пенитенциарных заведениях уголовно-исполнительной системы  Российской Федерации духовного воспитания осужденных является не только отправление религиозных культов и совершение религиозных обрядов и таинств, но и преподавание священнослужителями различных конфессий теологических основ, без которого упомянутая выше деятельность резко теряла бы в ее содержательном и сущностном планах и приобретала бы незавершенный характер.

В отечественной  науке уголовно-исполнительного  права и криминологии еще в  конце 90-х годов 20 столетия были выделены и теоретически обоснованы меры предупредительного и воспитательного характера, среди  солидного набора которых исследователями  немаловажным фактором была названа  планомерная работа священнослужителей по приобщению оступившихся к религии, включая возвращение некогда  отпавших в лоно церкви, морально-этическое  воспитание и религиозное обучение лиц, находящихся в местах лишения  свободы в условиях изоляции от общества.

Как известно, закрепленная в действующем законодательстве задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы  стоит перед всеми сотрудниками каждого исправительного учреждения. Она, будучи труднодостижимой и требующей  особых усилий и подготовки, распадается  на ряд стратегических, частных и  промежуточных подзадач и преимущественно  достигается путем проведения правового, терапевтически-трудового, морально-нравственного, религиозного и физического воспитания осужденных.

Исправительное  воздействие путем религиозного обучения осужденных относится к  тому центральному пласту воспитательной активности, который традиционно  именуется в пенитенциарной науке  и криминологии индивидуальной профилактической работой с заключенными. Подчеркнем, что такая работа проводится на основе изучения личности каждого отдельного осужденного.1

Религия как мощный и имеющий тысячелетнюю историю регулятор человеческого  поведения весьма ощутимо воздействует на мировоззрение, сознание как высшую форму психической деятельности и механизм принятия решений лицами, находящимися в заключении.

Непреложными  постулатами как религиозного обучения, так и приобщения к той или  иной религии является добровольность волеизъявления осужденного, недопустимость какого-либо понуждения и навязывания, а также доведение до воспринявших религиозное учение мысли о том, что не только их исправление, но и  спасение их души прежде всего зависит не от сторонних лиц, а от них самих.

Эти принципы дополняются другими тремя основополагающими  идеями – использования мер поощрения  в отношении духовно переродившихся и подтвердивших свое морально-этическое  преображение и исправление, веры воспитателя  в возможность исправления любого, даже самого закоренелого преступника  и, конечно же, подчеркнутого уважения, ведь еще знавший изнаночную сторону тюрьмы и каторги Ф.М. Достоевский писал в «Записках из Мертвого дома» (1861-1862 гг.) о том, что «всякий, кто бы он ни был и как бы он ни был унижен, хотя и инстинктивно, хотя и бессознательно, а все таки требует уважения к своему человеческому достоинству. Арестант сам знает, что он арестант, отверженец, и знает свое место пред начальником, но никакими клеймами, никакими кандалами вы не заставите забыть его, что он человек.» [1, с. 91].

Опыт  стимулирующего воздействия, о котором  нами велась речь выше, был аккумулирован  во многих странах мира. Так, большинству  ведущих российских ученых-криминологов известно, что в мусульманском государстве Пакистан заключенным, выучившим наизусть суры священной книги Коран, сокращаются сроки лишения свободы. Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что в пенитенциариях исламского государства заключенным, исповедующим христианство, и индуистам также предоставлена возможность углублять свои религиозные знания под наставничеством соответствующих священнослужителей.

В отечественных  исправительных учреждениях к настоящему моменту было сформировано и действует  поныне более 1100 религиозных общин, которые объединяют представителей различных мировых конфессий. В них состоит около 68 тысяч осужденных.

Среди всех функционирующих сегодня в нашей  стране храмов 424 являются православными. В 52 субъектах Российской Федерации организованы 245 воскресных школ, в которых проходят обучение религиозным основам порядка 11 тысяч заключенных. Среди таких осужденных есть рецидивисты, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также в прошлом профессиональные преступники. Длительное наблюдение криминологами и социологами за данной категорией осужденных показывает, что после посещения школ и общения с работающими в них учителями, наделенными саном священнослужителя, такие лица не проявляют агрессию, злость, не конфликтуют с окружающими, не сквернословят, не нарушают условий и требований режима, принимают самое активное участие в общественной жизни и, что очень важно в разрезе идеи генеральной превенции, своим примером оказывают положительное воздействие на других осужденных.

Усвоив  нормы религиозной морали, праведной  и честной жизни, полностью признав  свою греховность, раскаявшись и  искупив вину, такие осужденные после  отбытия определенного им срока  наказания в подавляющем большинстве  случаев не совершают повторных  преступлений, успешно социализируются  на свободе и включаются в общественную жизнь в качестве ее сознательных и активных участников. Многие из искренне верующих осужденных вследствие безукоризненности их поведения освобождаются из исправительных колоний условно-досрочно. Последние относительно быстро находят хорошую работу, заводят крепкую семью либо восстанавливают прежние брачно-семейные связи.

Общеизвестно, что не раскаявшийся в содеянном преступник весьма далек от истинного и окончательного исправления, потому как именно чувства раскаяния и вины являются фундаментом изменений духовно-нравственной позиции осужденного.

Именно  поэтому необходимо всячески содействовать представителям религиозных организаций в обучении осужденных стандартам и нормативам жизни в вере, в проведении в колониях миссионерской и просветительской работы, предоставлять священнослужителям возможность проповедовать и проводить индивидуальные беседы с осужденными, так как правильно организованная воспитательная работа и обучение теологическим основам позволяют не только сократить уровень рецидивного преступного поведения, но и, укрепляя религиозную веру и позволяя глубоко постичь ее смысл и значение для человека, приводит осужденных к подлинному духовному перерождению.

В целом  же можно заключить, что для повышения  эффективности работы по исправлению  и перевоспитанию осужденных, необходимы концентрация и объединение усилий государства, российской общественности и церкви по формированию централизованной и слаженной системы религиозного обучения людей, содержащихся в местах лишения свободы.

 

 

 

 

 

    1. Индуизм. Ведический период древнеиндийской религии. Брахманский период в индуизме. Упанишады. Вишнуизм, шиваизм, кришнаизм.

 

ИНДУИЗМ, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бóльшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

  Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

  Основные характеристики индуизма:

  Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

  • За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.
  • Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.
  • Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
  • Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты,Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Информация о работе Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы