Возникновение протестантизма и его основные течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 01:07, реферат

Краткое описание

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Содержание

Введение 3
Возникновение протестантизма 4
Основные течения протестантизма
Лютеранство 5
Кальвинизм 6
Англиканство 7
Баптизм 9
Пятидесятники 10
Свидетели Иеговы 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Протестантизм.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АНО ВПО РФ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИЙ»

 

 

Кафедра философии,

истории и педагогики

 

 

 

Реферат

на тему:

«Возникновение протестантизма и его основные течения»

 

 

 

 

Выполнила: студентка ТТФ

Гр. ТДБ-31Д

Ядыкова Д.

Проверила: ст. преподаватель Григорьева М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2013

Содержание

Введение            3

  1. Возникновение протестантизма       4
  2. Основные течения протестантизма
    1. Лютеранство         5
    2. Кальвинизм         6
    3. Англиканство         7
    4. Баптизм          9
    5. Пятидесятники                10
    6. Свидетели Иеговы                11

Заключение                       13

Список используемой литературы               14    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

Моей целью является рассказать, как зародился протестантизм, каковы его течения, и что он вообще из себя представляет. Это довольно актуальная тема для нашего времени. Поскольку протестантизм достаточно крупное течение в христианстве, распространяющееся сегодня, в том числе и на территории России.

Он получил распространение на всех континентах, прежде всего в Северной Европе (Великобритания, Скандинавские страны и Финляндия, Германия, Прибалтийские страны) и в Северной Америке (Канада, США).

Особенность протестантизма – его многоликость, наличие большого числа различных церквей и направлений при отсутствии догматического и организационного единства между ними.

 

    Возникновение протестантизма 

Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм".

 В религиозном плане Реформация привела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви. От латинской традиции христианства откололась значительная часть верующих, образовавших новую, протестантскую, или северную, традицию западного христианства.

Реформация в Европе имела глубокие социальные и нравственные предпосылки. Важнейшая из них – глубокий кризис католической церкви и папства. Церковные должности часто покупались и продавались. Злоупотребления и аморальное поведение католического духовенства, ханжество и религиозный формализм еще задолго до начала Реформации обличались верующими.

Немаловажной предпосылкой движения Реформации явилась постепенная утрата прежних возможностей для тотального контроля над духовной жизнью западноевропейского общества. В XIV-XV вв. развивается мировоззрение гуманизма. Эпоха Возрождения вывела на первый план идеалы человеческого достоинства, свободы и познания истины. Не порывая с католической церковью, гуманисты критиковали многочисленные «злоупотребления» в церковной жизни. Значительную роль в подрыве роли католицизма сыграло появление в XIV-XV вв. крупных национальных государств. Их правители тяготились зависимостью от папства и утечкой значительных материальных средств из их стран в пользу каталитической церкви.

Началом Реформации принято считать 31 октября  1517 г., когда монах, профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, обличавшими торговлю индульгенциями, практиковавшуюся католической церковью. Их основная идея – необходимость внутреннего чистосердечного раскаяния грешника, которое не могут заменить никакие искупительные пожертвования; фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией духовенства, отрицались права церкви на землю и т.д.

Реформация завершилась отказом от признания верховенства папы и использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения. Освободившись от диктата Римско-католической церкви, протестантские церкви Англии, Германии, Швейцарии и других стран получили определенную свободу в догматике вероучения и культе. В то же время волны европейской иммиграции переносили протестантизм, возникший в процессе Реформации, в Новый Свет, в Америку.

В результате Реформации в ряде европейских стран оформились основные протестантские течения: лютеранство – в Германии, кальвинизм – в Швейцарии, англиканство – в Англии.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

 

Лютеранство

Это одно из главных протестантских течений, основанное Мартином Лютером. Важнейшая цель всего лютеранского учения – разрушение власти католической церкви. Лютер отвергал особую благодать священства и его посредничества в деле спасения души, не признавал папскую власть, отвергал авторитет папских булл(декретов) и энцикликов(посланий).

Основными вероучительными документами лютеранства являются „Аугсбургское вероисповедание" и „Апология", написанные Лютером и другим видным проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношение церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум.

После первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является „диалектическая теология" (или „теология кризиса"), крупнейшими представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Начало этому движению было положено работой швейцарского теолога К. Барта „Послание к римлянам" (1921). Основная идея „диалектической теологии" сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума, философскими аргументами или научными данными. Она возникает из „внутренней непосредственной встречи" о богом, когда бог встречается „мне" в „моем существовании". „Вера всегда есть дар божий". Истинная религия — это религия откровения. Сторонники „диалектической теологии" апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры.

Кальвинизм

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

  1.  Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года;
  2.  Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии, откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов;
  3.  Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей;
  4.  Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения);
  5.  Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.

 

Англиканство

По своей структуре и вероисповеданию англиканство ближе других направлений реформаторства к Римско-католической церкви.

Реформаторство в Англии имеет свою давнюю историю.

Вероучение англиканской церкви изложено в 39 членах (пунктах), обязательных для всех верующих. В них изложены догматы о Троице, положения, отрицающие чистилище и индульгенцию, отказ от целибата (безбрачия духовенства), положение о проведении богослужения на родном языке, отрицание главенства в христианстве папы, положение об исхождении Святого Духа «и от Сына» и др. Англиканская церковь является государственной. Ее глава – английский король или королева. Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер — «средний путь» (лат. via media), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии, стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общественного богослужения» (англ. The Book of Common Prayer).  

Баптизм

По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип „оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучении отчетливо выделяются элементы арминианства. признающего свободу воли человека.

Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых Богослужения заменены у них молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

"Демократизм" баптистов касается  только церковной организации. В  отношении социальных проблем  баптисты в основном остаются  на позициях защиты частнособственнической  идеологии.

Возникший вначале XVII в. как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, баптизм эволюционировал в своем вероучении и социальных принципах в направлении приспособления к интересам и потребностям крупной буржуазии. В результате с XIX в. влияние баптизма начинает расти вместе с ростом капитализма. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. В американском баптизме существует свыше 20 самостоятельных группировок Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии и других странах мира.

В 1905 г. в результате усилий, направленных на объединение различных течений баптизма, был создан Всемирный баптистский союз. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25 университетами и высшими школами. Международный центр, руководящий деятельностью баптистских общин, находится в Вашингтоне (США).

Среди баптистов можно встретить людей различной политической ориентации, но официальные руководящие органы баптизма в капиталистических странах проводят политику, направленную на поддержку буржуазного строя, неоколониализма. Состоявшийся в 1955 г. юбилейный конгресс баптистов принял довольно расплывчатую резолюцию, в которой говорится о необходимости сохранения мира.

Информация о работе Возникновение протестантизма и его основные течения