Бурханизм хакасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение истории развития бурханизма на территории Хакасско-Минусинского края.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Бурханизм и древние религии Центральной Азии.......................................4
Основы бурханистского вероучения...............................................................8
Особенности «Белой веры»............................................................................10
Служители бурханизма и их функции..........................................................13

Заключение...............................................................................................................16

Список литературы.................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Бурханизм хакасов.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РФ


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования

«Хакасский государственный  университет им. Н. Ф. Катанова»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра технологий сервиса  и туризма

 

 

Реферат по дисциплине «Традиционные  религии народов Хакасии»

По теме: «Бурханизм хакасов»

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

группы Т-10(1)

специальности СКСиТ

Проверил: к.и.н., доцент кафедры АЭИК

 

 

 

Абакан, 2012

Содержание

Введение......................................................................................................................3

  1. Бурханизм и древние религии Центральной Азии.......................................4
  2. Основы бурханистского вероучения...............................................................8
  3. Особенности «Белой веры»............................................................................10
  4. Служители бурханизма и их функции..........................................................13

Заключение...............................................................................................................16

Список литературы.................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Саяно-Алтайский регион представляет особую историко-культурную область, связанную  на протяжении тысячелетий с Центрально-Азиатским  очагом кочевой цивилизации. Народы, проживающие в долине Верхнего Енисея, начиная с гуннской эпохи и  заканчивая Российским временем, находились в центре исторических событий, порожденных  кочевыми империями Евразии. В IX-XII вв. н. э. вся территория Саяно-Алтая входила в состав Кыргызского государства, сыгравшего заметную роль в канонизации некоторых общих культов и пантеонов божеств, вошедших в систему верований бурханизма.

Бурханистская вера возникла в 1903-1904 гг. среди алтайцев и хакасов в связи с развитием у них национально-освободительного движения. «Бурханизм, - как отмечал Л. П. Мамет, - представляет собой сплетение различных идеологических влияний – ламаизма, христианства, шаманизма и национального эпоса алтайцев и политически был направлен против колонизаторской политики царизма». Бурханизм явился протестом против русификаторской политики православия, стоявшего на стороне царского режима, и против разорительных культов шаманизма, державших общество на уровне родового строя.

Целью данной работы является изучение истории развития бурханизма на территории Хакасско-Минусинского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить основы бурханистского вероучения;
  • сравнить бурханизм с другими древними религиями Центральной Азии;
  • рассмотреть особенности Белой веры;
  • исследовать функциональные особенности служителей бурханизма.

 

 

 

  1. Бурханизм и древние религии Центральной Азии

До начала XX века наличие среди хакасов особой формы религии, помимо шаманизма, ни один из исследователей не сумел зафиксировать. Все путешественники, чиновники и даже православные священники были уверены, что коренные жители Хонгорая являлись «шаманствующими идолопоклонниками».

Впервые наличие своей  веры в единого бога – Ах-Худая у хакасов зафиксировал Д. Лаппо. В своей работе «Троеверы», изданной в 1905 году, он отмечал, что хонгорцы «строго различают веру и культ Худаю – Единому Богу, от шаманского культа. Кам, шаман не может даже присутствовать при жертвоприношении Худаю».

Исходя их этих данных, можно  предположить о более раннем зарождении бурханизма на Саяно-Алтае, истоки которого, несомненно, восходят к временам Кыргызского государства. Арабский писатель XIII века Закарийа ал-Казвини излагал в своем труде следующие сведения: «Страна Хирхизов. ...Они пользуются соразмерной речью в своих молитвах, а молятся, повернувшись лицом на юг. В году у них три праздника, во время которых они развешивают хоругви зеленого цвета. Хирхизы поклоняются Сатурну и Венере, а появление Марса считают дурным предзнаменованием. ...У них есть религиозные храмы и они знают письменность. Во всех делах поступают сообразно своим представлениям. Никогда не гасят светильники, и они горят до тех пор, пока сами не погаснут».

Согласно приведенным  сведениям, религию кыргызов можно отождествить с зороастризмом, вероятно, заимствованным через культурное общение с Ираном. Общими культами являются поклонение огню и божественным планетам Сатурну, Венере, Марсу; почитание солнца и солнечной системы (юг); обожествление хоругви зеленого цвета – эзотерического цвета Ахура-Мазды, как символавоенной организации зороастрийцев и кыргызов. Почитаемая в Хонгорае великая гора Борус (Пургус) совпадает по своему звучанию с именем мировой горы Харбурз (Эльбурс) у зороастрийцев. Имеются и другие примеры религиозной общности зороастризма с бурханизмом.

Согласно учению Заратустры, в природе господствует дуализм  двух основ – доброй и злой, борьба которых и составляет содержание существования мира. Эти два начала бытуют от века. Силы Правды и Добра возглавляет Ахура-Мазда (Ормазд), силы Зла и Лжи – Ахриман. Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы или дайвы, кровожадные приверженцы Лжи. Неспроста ложь по-хакасски до сих пор носит название «тайма». Исходя из смысла и близкого звучания слов (дайва-тайма), можно догадаться о зороастрийских истоках морали в хакасской культуре. Ахриман создал на земле горы, сотворил холод, сделал хищных животных. К дэвам Ахримана относятся пэри, которые вредят воде, земле, огню, скоту и растениям, заколдовывают звезды, отчего прекращаются дожди, и сами в виде падающих звезд нарушают порядок в небе. Сведения, приведенные из учения Заратустры, полностью совпадают с канонами бурханизма, где в вечной борьбе пребывают силы Добра – Ах-Худай и силы Зла – Ирлик-хан, с его армией нечистой силы.

Большую роль в становлении  бурханизма Саяно-Алтая сыграл также буддизм, проникновение которого в Хонгорай началось задолго до монгольской эпохи. Распространению буддизма могли способствовать представители кыргызской знати, обучавшиеся в Китае или в Тибете. На стелах Золотого озера из долины Абакана имеются упоминания о кыргызском посольстве VIII века в Тибет. В страну енисейских кыргызов экспортировалась буддийская атрибутика.

В орнаменте хакасов, особенно на вышивке спинок национальных шуб, распространены аппликации «пыраат» в виде трехрогих корон, над которыми вышивались пять лепестков, напоминающих изображение лотоса, т.е.буддийского символа. Вероятно, под словом «пыраат» подразумевали лотос или буддийских символ.

К XVII веку, вероятно, относятся постройки первых буддийских храмов, кумирен и субурганов. Один из субурганов находится в верховьях р.Уйбат по р. Кискач. В 1980 году при расчистке территории дойного гурта в Медвежьем логу по р. Кискач бульдозером был срезан небольшой холм, где были обнаружены две статуэтки с маленькими чашами.

Большая часть статуэток  была изготовлена ранее XVIII века и происходит из Тибета. Все эти факты свидетельствуют о проникновении буддизма в Хакасию в монгольскую эпоху. Таким образом, буддизм сыграл не мало важную роль в формировании бурханизма среди хакасов.

После присоединения Хонгорая к России на дальнейшее развитие национальной религии Ах-Чаян повлияло христианство с его идеей о едином боге. Хакасы утверждали, что они «в старину не знали Христа и кресту не молились». Однако единобожие не могло сформироваться под влиянием буддизма и, тем более, шаманизма с их многочисленным пантеоном божеств. Именно христианизация хакасов сыграла свою роль при сложении вероучения Ах-Чаян, где стала господствовать мысль о едином боге – Ах-Худае.

К началу XX века сложилась общая система бурханистских культов с их служителями-алгысчилами. Вместе с тем, шаманизм, несмотря на гонение со стороны как православной церкви, так и сторонников Ах-Чаяна, не сдал своих позиций в хакасском обществе. В этом заключалась особенность бурханизма Хакасии, по сравнению с воинствующим антишаманским движением в Горном Алтае.

Со временем бурханизм, отвергая деятельность шамана, вобрал в себя большую часть бывших шаманских  культов. В начале XX века из общественных моленийв ведении камов остались только горные жертвоприношения.

Про шаманов бурханисты слагали нелестные выражения. Также существовало поверье, если во сне увидеть шамана или христианского священника, то ничего хорошего ожидать не стоило.

Таким образом, вера в Белого творца – Ах-Худая сформировалась на базе древних шаманских культов, под влиянием идей великого пророка Заратустры, раннего буддизма и позднего христианства.

Нужно отметить, что после  установления Советской власти, в  результате активной борьбы против религиозных  культов были уничтожены основные устои сложившейся «Белой веры». Душевно сломленные люди боялись чтить свои обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы бурханистского вероучения

Согласно хонгорскому мировоззрению, вся вселенная – «тилекей» линейно разделена на три мира – верхний, нижний и средний. Божества обитают только в двух крайних мирах, а в среднем живут люди и окружающие их различные духи – хозяева.

Верхний мир находится  на небесах и служит обителью девяти творцам – «чаячы», каждый из которых занимает один из девяти небесных слоев – «тамы». В хакасском языке под этим словом понимаются этажи мироздания, где обитают божества, как небесные, так и подземные.

В верхнем мире царит вечное лето. Растущие травы здесь никогда  не вянут, лиственные деревья никогда  не опадают и текущие реки не замерзают. Вход в верхний мир располагается  на краю земли, у основания небосвода. Эпические богатыри проникали через  него к верховным творцам.

На самом верхнем, девятом  слое неба находился глава девяти творцов под названием «Чалбырос-Чаячы» - Милосердный творец. Чалбырос-Чаячы был основным конструктором мироздания и отвечал за общий порядок.

Второе место по своему значению среди творцов занимал  Громовержец.он борется с нечистой силой на земле, поражая ее своими громовыми стрелами. У него имелся сын «Кокетей», ездящий на сивом коне и являющийся духом-хозяином небесных «ызыхов». Кокетей представлен на небесном олимпе в виде звезды Сириус.

Третий небесный творец «Чалтырах-Чаячы» - Блистательный Создатель был творцом огня и света, озаряющего дневную поверхность Земли. Он носил одежду из пылающих углей и имел бороду в виде горящего пламени.

Самым нисшим по рангу являлся «Изикчин-Чаячы» - т.е. Привратник Творец, обитавший на самом нижнем слое неба, около небесного входа, в месте соединения неба и земли. Он прислуживал остальным творцам и поэтому носил дополнительное название «Тац-Чаячы» - Плешивый Творец.

По данным героического эпоса, между верхним и средним мирами на мифическом горном хребте «Пулай-сын» - вершины которого скрываются в белых облаках – находится обитель полубогов, называвшихся бурханами. На поднебесном хребте Пулай-сын в стране бурханов находилась райская земля.

В результате формирования Белой веры – «Ах-Чаян» возник обобщенный образ единого верховного бога Ах-Худая, который заменил собой девять творцов – «чаячы».

Нижний мир находится  под землей, где, согласно героическим  сказаниям, правят семь подземных божеств  «ирликов». Подземная страна состоит из семи слоев – «тамов» (в вариантах - из девяти), где нет ни солнца, ни луны (по другим версиям, там светят половина луны и половина солнца). Деревья в нижнем мире растут кроной вниз.

Божества «ирлики» обитают на седьмом подземном «таме», где держат скотоводческое хозяйство из лошадей, коров и овец. Причем, табунщики пасут коней верхом на девятиглавых змеях, скотники ездят на шестисаженных пестрых лягушках, а чабаны – оседлав шестиногих ящериц.

Средний мир – Солнечная  земля, населен людьми и духами-хозяевами  природы. На людей «солнечного мира»  оказывают свое воздействие как боги среднего, так и нижнего миров. Поэтому человек может совершать как великие, так и низкие поступки.

Ранний  пантеон божеств  в результате сложения бурханистских идей был преобразован в две противоположные силы – Верховного бога Ах-Худая и его антипода – Ирлик-Хана, которые, согласно хонгорским мифам, были двумя родными братьями. Они же и являются творцами мира в космосе, где ранее существовал только мировой океан; создателями человека.

  1. Особенности «Белой веры»

Свою религию тюрки  Саяно-Алтая называют Белой верой (Ах-Чаян или Ак-Дьян), главной идеей которой являлось почитание единого бога «Ах-Худая» - Белого Бога или «Ак-Бурхана» - Белого Бурхана. В бурханистских молитвах провозглашались: Один закон, Одна мысль, Одно начало, Один Ак-Бурхан!

Хакасы верили в счастливую судьбу, которую дает людям Ах-Худай. Под влиянием буддизма и христианства в сознании бурханистов Хонгорая появились представления о рае. Согласно сведениям Н. Ф. Катанова, душа «умершего хорошего человека отправляется после разлучения с телом на небо в землю Бурхан-Худая и там, по определению его, вновь перерождается или умирает навсегда. А душа худого человека идет в землю Ерлика». На самом нижнем слое подземного мира находится место мучений для отъявленных грешников, где слуги Ирлик-хана истязают виновников в котлах с горящей смолою или в железных кожемялках, приводимых в движение водою.

Информация о работе Бурханизм хакасов