Буддизм: основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение буддизма и его основных идей.
Для того, чтобы проанализировать все основные идеи буддизма, следует раскрыть следующие задачи:
- выяснить возникновение буддизма и личность его основателя;
- изучить основные идеи буддизма;
- установить отношение буддизма к метафизическим вопросам;

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Буддизм - религиозно-философское  учение, которое возникло в Индии  в 6-5 веках до нашей эры. Буддизм, исторически первая мировая религия, оказавшая и оказывающая большое влияние на общественную жизнь, культуру, искусство многих азиатских стран. Буддийская философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного или просветленного.

С самого возникновения буддизма число его сторонников стало быстро увеличиваться. К тому же буддизм «проповедовал» пассивность и примирение с действительностью, поэтому он рассматривался государством как неопасное учение и не подвергался преследованиям.

Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные  состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма – как космическая реальность. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.

Начав с отрицания  внешней религиозности, буддизм  в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций.

Итак, целью моего реферата является рассмотрение буддизма и его основных идей.

На мой взгляд, для того, чтобы проанализировать все основные идеи буддизма, следует раскрыть следующие задачи:

- выяснить возникновение буддизма и личность его основателя;

- изучить основные идеи буддизма;

- установить отношение буддизма к метафизическим вопросам;

Очевидно, что ответы на все эти вопросы будут освещены в процессе анализа конкретного материала, в трех разделах данного реферата.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение буддизма и личность его основателя

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки. В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» и т. д. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой, что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной». Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым архатом или буддой. Между тем, буддизм является «только повторением философии упанишад (заключительной части Вед) с новым ударением. Безразличие к авторитету Вед и обрядовая набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши или нирваны, доктрина о непостоянстве мира и индивидуальном все это является общим для упанишад и Будды. Таким образом, буддизм явился очищением истоков религии («замутнились источники вод»). И как оказалось, Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение способное к «самоочищению», к постоянному обновлению.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды Просветленного. Будда Гаутама, известный также как Шакьямуни, жил 2500 лет назад в пограничной области между Индией и Непалом. Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным. Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, т. е. каждый обладает "природой будды". Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Каждый обладает способностью общения и определенным уровнем энергии - способностью действовать.

Будда понимал, что все  люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру.

Изучив философские  системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения. Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой  похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва. Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он – «строитель дома»! Это

Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и

вновь ведет к бытию  ушедшее от него. Теперь он знает  с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным...». Сидя под священным деревом бодхи он познал "четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим розным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнесв «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую сновой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии.

После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все

умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и   деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни буддисты называют - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют  трижды святым днем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные идеи буддизма

Мы выяснили, что в своих основах ранний буддизм обнаруживает тесную связь с древнеиндийскими племенными религиями и брахманизмом. Основой буддизма являются четыре благородные истины, которые составляют основу в учении о Дхарме. Первая из них представляет собой исходное для буддийской религиозной доктрины положение о всеобщности страдания и носит название Истина страдания. «Все есть страдание это ее главная формулировка. Вторая Благородная истина называется Истиной возникновения страдания, так как в ней выявляется совокупность факторов, воспроизводящих страдание. Причиной страдания является привязанность к чувственным наслаждениям и к ложным воззрениям. Страстное стремление к переживанию чувственного опыта - это и есть влечение к пребыванию в сансаре. Но причина может быть исчерпана, поскольку ничего вечного в мироздании нет. Третья Благородная истина раскрывает принципиальную возможность страдания и носит название Истина прекращения страдания. Она состоит в том, что любой человек обладает потенциальной возможностью победить страдание, если задастся решимостью полностью очистить своё сознание от алчности, вражды и невежества, а также полностью отказаться от ложной идеи существования личного Я, личности. Для того чтобы уяснить эти истины, необходимо понять главную формулировку самой первой истины: «все есть страдание».

Страдание это постоянный атрибут человеческой жизни, более  того, это форма существования  индивида. Однако подобное существование  не является истинным, поскольку страдание  противоестественно. Поэтому необходимо избавление от данной формы существования, т.е. от страдания. Для того, чтобы избавиться от страдания, нужно понять причины его возникновения. Главной причиной страдания в буддизме считается «неведение», которое является началом цепи причинно-следственных связей приводящих к страданию. Неведение состоит в ложном представлении о «самости» ложном чувстве «я». Одним из важнейших положений буддизма является теория несуществования индивидуального «я».

В буддийской философии существуют несколько типов страдания. Первый из них получил название «страдание как таковое». Имеются в виду физические страдания и состояния неудовлетворенности собой, своей жизнью и миром. Это переживание мучений в явном виде. Однако существует и иной уровень – «страдание перемен». «Это те состояния неудовлетворённости, новые трудности, которыми чреваты изменения, даже радостные» Энергично стремясь к осуществлению своих желаний, живое существо не знает, чем обернётся их удовлетворение. Даже простейшие из потребностей можно утолить лишь на время - сегодняшняя трапеза не насытит завтрашнего голода. Невозможность раз и навсегда избавиться от сегодняшних трудностей, обрести вечное здоровье, никогда не умирать - все это и есть третий уровень страдания – «страдание нестабильности». 1

Как же остановить процесс развертывания сознания, достичь нирваны, то есть полного освобождения от бесконечного страдания? Именно ответ на этот вопрос и заложен в четвертой Благородной истине - Истине пути. Согласно религиозному преданию, Будда Шакьямуни завещал своим последователям путь выхода из круговорота рождений, известный как «восьмеричный Благородный путь». «Четвертая благородная истина» - практический путь, который ведет к подавлению желаний, это:

- правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»;

- правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;

- правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая;

- правильное поведение, т.е. непричинение зла;

- правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый;

- правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания»

- правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Религиозная практика охватывала собой  всю сумму буддийских традиционных технологий, непосредственно направленных на достижение нирваны, на полное разъединение с неблагими дхармами, которые порождают страдание. Однако цель достижения нирваны остаются по преимуществу уделом просвещенного монашества. Миряне же стремились взращивать в себе буддийские добродетели, оказывать почтительную посильную помощь монахам в надежде на благое новое рождение как на этап в достижении освобождения.

На первом месте по своей религиозной значимости стоит  убийство - грех отнятия чужой жизни. Убийство человека недопустимо, прежде всего, потому, что тем самым у  жертвы отнимается возможность идти путем Дхармы. Убийство же животных и даже насекомых рассматривается как греховное действие именно потому, что оно нарушает процесс изживания жертвой кармического следствия своей прошлой деятельности. Если жизнь животного преждевременно прерывалась насильственным путём, то жертву ожидало ещё одно животное рождение, необходимого для полного исчерпания кармы, и перспектива человеческого рождения отодвигалась.

Информация о работе Буддизм: основные идеи