Буддизм(ламаизм)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 05:29, реферат

Краткое описание

Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данной религии, оно дано ей европейскими исследователями; в его основе лежит термин «лама», обозначающий священнослужителя религии, буквальный перевод этого слова -- «выше нет».

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

 

Механизация магической техники  распространяется не только на «ом  мани», но и На другие дарани. Строятся специальные длинные стены, на которых начертываются различные магические формулы или религиозные изречения; пройти вдоль такой стены означает то же, что прочитать все на ней написанное. Таким образом, и неграмотный получает возможность обрести религиозную заслугу чтения священных книг. Есть и другие средства многократного усиления молитвенных возможностей человека, Например, развевающиеся по ветру флаги и полотнища с начертанными на них письменами.

 

Как правило, ламаистское  богослужение сопровождается музыкой  и пением. Большую роль играет колокольчик, звон которого служит сигналом для  перехода к очередной фазе богослужения. Такую же роль играют звуки, извлекаемые  из огромных морских раковин. Эти  инструменты вместе с сильными трубами  составляют оркестр, играющий чрезвычайно  мощно, но какофонично и вразброд. Практикуется также хоровое пение -- обычно поет хор мальчиков, причем в отличие от оркестра -- торжественно и мелодично.

 

В жертву богам и демонам  ламаисты приносят во время богослужения кроме риса специальные хлебы, именуемые  балин. Аналогия с христианской просфорой здесь тем более полна, что из трех видов балина, приносимых на хурал, Два раздаются верующим; третий остается в храме, откуда его выносят после богослужения и сжигают?! Существует в ламаизме и такой ритуал, близко напоминающий таинство причащения в христианстве: после ряда церемоний и произнесения молитвенных формул ведущий хурал лама раздает присутствующим по глотку освященного вина и по три пилюли, изготовленные из муки с сахаром и маслом по специальному рецепту. Проглотив все это, верующий считает, что он приобщился к благодати тех богов, в честь которых совершалось богослужение.

 

Особенностью ламаистского культа является то, что миряне играют в нем самую незначительную рольд Хуралы происходят в монастырях, и их исполнителями служат многочисленные проживающие там ламы. Верующие чаще всего во время богослужения даже не имеют доступа в храм, им предоставляется право извне слушать доносящиеся звуки молитв и музыки, твердя про себя несчетное число раз формулу «ом мани» и давая многократные обеты избегать пяти главных грехов. Помимо того, верующий ламаист имеет возможность совершать у дверей храма молитвенные телодвижения, в числе которых на первом плане коленопреклонения и простирание ниц на землю.

 

Количество лам, проживающих  в тибетских монастырях, исчислялось  в XIX -- начале XX в. сотнями тысяч. Почти  в каждой семье один из сыновей  посвящался духовному служению и  по прошествии длительного курса обучения достигал ламской степени. Вначале он становился «банди», или «манджи»,-- послушником, обязанным в течение ряда лет точно исполнять возложенные на него десять обязанностей и обетов, доказывая право на собственно ламское достоинство. От 15 до 30 лет банди мог получить сан гецюля, связанный уже с 36 обетами, а заодно и новые права. Вершиной иерархии «невоплощенных» лам был сан гелюнга, носитель которого выполнил уже 253 обета. Было бы ошибкой полагать, что каждое возвышение ламы по иерархической лестнице было связано для него со все более суровым аскетизмом образа жизни. В общем ламы вели очень свободную жизнь, о чем сохранилось много сведений и в народной памяти, и в официальных документах.

 

Помимо указанных трех ступеней иерархии церковнослужителей в ламаизме существует и система  учено-ламских степеней, включающая около 30 наименований. Среди лам этого рода имеются специалисты не только по истолкованию догматов веры, но и по магическим заклинаниям (дарани), по магически-шаманскому врачеванию, по астрологии. Последняя «специальность» была связана с указанием счастливых и, наоборот, неподходящих дней для совершения тех или иных действий. В жизни каждого ламаиста консультация, которую он получал по важному жизненному случаю от ламы, играла существенную роль. Фактически ламы выступали в роли советчиков по всем вопросам жизни и деятельности верующего, а в общественно-политической жизни Тибета они были, как мы уже видели, диктаторами.

 

Перечисленные выше категории  составляют лишь нижний и средний  этажи ламаистской иерархии. На этих ступенях ламы еще не являются перевоплощенцами, а представляют лишь самих себя. Над ними стоит высшая категория, каждый представитель которой является хубилганом -- воплощением того или другого небожителя. Верх данной пирамиды занимают, конечно, далай-лама и панчен-лама, воплощающие соответственно Авалокитешвару и Амитабу. За ними идут хутухты -- ламаистские архиереи, возглавляющие церковную и гражданскую администрацию в отдельных областях страны и составляющие, кроме того, штат высших чиновников при дворах далай-ламы и панчен-ламы. Наконец низшую ступень категории воплощенцев занимают просто хубилганы, из которых обычно назначаются настоятели монастырей и к которым, помимо того, относятся наиболее почитаемые и старые обитатели этих монастырей.

 

Таким образом, государственно-церковная  система тибетского ламаизма располагала  к началу XX в. огромным штатом функционеров, живших за счет народа и составлявших по существу эксплуататорский класс. Его  привилегии и положение в обществе основывались на исторически сложившемся  безусловном религиозном авторитете.

 

В России ламаизм имел своих  адептов среди калмыков и бурят. Первые переселились в Нижнее Поволжье из монгольских степей в 30-х годах XVII в. Вероятно, в какой-то мере буддизм  среди них был уже распространен. Более чем через 100 лет большинство  калмыков, недовольных тем национальным и социально-политическим гнетом, которому они подвергались на территории царской  России, устремились обратно в  Джунгарию (1771 г.), где, видимо, вновь стали подвергаться массовой прививке ламаистских верований и культа. Когда в начале XIX в. вся эта территория оказалась в подчинении царской России, ламаизм уже прочно утвердился среди калмыков.

 

Распространение буддизма среди  бурят происходило в основном уже после того, когда они в  первой половине XVIII в. стали подданными царской России. Большая часть  бурятского населения не знала тогда  другой религии, кроме примитивного шаманистского полидемонизма. Внутренняя оппозиция против иноземного завоевания находила свое выражение в большей, чем это было раньше, податливости к проповеди лам, проникавших на территорию бурят из Тибета. Царское правительство вынуждено было считаться с фактом популярности ламаизма среди бурят и в 1728 г. легализовало его в качестве религии местного населения. Заключавший от имени России мирный договор с Китаем С. В. Рагузинский оставил местной администрации инструкцию, смысл которой заключался в том, что самое важное -- готовить лам из местного населения, не допуская через границу лам из Тибета, «дабы российских подданных пожитки не чужим, а своим доставались...». Главное же заключалось в необходимости использования ламаистской церкви в политических и идеологических целях самодержавия. В 1741 г. был установлен порядок, по которому ламы должны были принимать специальную присягу правительству и «на верноподданность России». Кандидатура главы ламаистского духовенства -- бандидо-хамбо-ламы -- подлежала утверждению генерал-губернатором Иркутской области. Ламаистское духовенство усердно демонстрировало свои верноподданнические чувства в отношении царей и внушало такие же чувства массе верующих. Екатерина II была провозглашена воплощением богини Цаган-дара-эхэ, а следовавшие за нею цари уже автоматически оказывались в качестве ее потомков воплощением этой богини. В дацанах портрет царя, находящегося в данный момент на престоле, обязательно красовался на стене среди изображений «других богов». Вплоть до революции ламаистское духовенство усердно служило царизму и эксплуататорским классам России.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          "Ламаизм"-термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово "лама".  Оно означает буквально "выше  нет","высочайший". В самом тибетском языке слова  "ламаизм" нет,  а религия  обозначается как чой ("закон" или  "учение"),  гелугпа  ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка"). Ламаизм - одна из реально существующих форм  буддизма.  Все   основные  положения его учения базируются на буддийской литера туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийск  ми представлениями.

 

  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА

  Ламаизм как форма  буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти бете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост-  ных и рабов и нашедшее  себе  последователей  среди  трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото му,  что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с  теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.   Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы   - ламаизма - путём непрерывных побед новой религии не было. Однако  наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша.  Он родился в 982 г.  в Бенгалии в королевской  семье,  стал  настоятелем  монастыря Викрамачила и был последствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха. Отвергнув первое  приглашение  тибетских князей,  он после новых настоятельных просьб,  уже в преклонном возрасте проследовал,  сопровождаемый высокими почестями,  через Непал и поя-вился в 1040 г.  в Западном Тибете,  где  собрал  вокруг  себя большую группу индийских и тибетских монахов.  Атиша подчёркивал этические требования  буддизма,  строгую  организованность монашества,  чёткую  регламентацию культа и внедрение практики созерцания.  Опираясь главным образом на  учение  мадхьямиков, Атиша  стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"),  сыгравшей  впоследствии  особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма. Уже после переноса  резиденции  в Центральный Тибет Атиша созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор, почитающийся  как  "седьмой собор буддийской церкви" и объеди нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета,  но и индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од ной из своих многочисленных поездок по стране.

 Ученики Атиши,  среди которых был и его знаменитый биограф и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065),  про должали  проводить линию на ограничение занятий монахами магией, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на первый план требований религиозной морали. "Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).   Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза ции ламаизма,  закрепил его важнейшие тенденции.  В том,  чегодобивался Цзонкаба,  были элементы обновления,  и восстановле ния,  и внесения принципиально нового. С 1394 г.,  поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок-   ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави ла и начинает  свою  проповедническую  деятельность.  Не  раз высшие  ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке,  начитанности  и  красноречию  он всегда  выходил из столкновений с ними победителем.  Первона чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой",  и лишь позже  основанное  им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма -  получило  широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродетели", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шапка").

  К самому началу XV в.  относят появление главного сочинения Цзонкабы,  носящего  название  "Великий путь по ступеням муд  рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо  или просто Ламрим. К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал о моих  делах,  почувствует желание видеть меня и говорить со мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной".  Ламрим стал опорным документом всего последующего ламаизма.  Оба названных произведения Цзонкабы - по существу  учебни  ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему   совершенству".  Синтез этих двух  путей  составил  тот  "новый путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой, и определяет сущность ламаизма как уже канонизированной  новой формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского  феодализма. С целью  централизовать  и чётко иерархически организовать   ламство Цзонкаба учредил сложную систему  церковной  иерархии,  разработал примерный устав для ламаистских монастырей, установил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла-   мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско  го  пантеона.  Сама  иерархическая  система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место,  определявшееся  как  об-    щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными  деловыми качествами и степенью  учёности.  Это  обеспечивалось установлением иерархии и специализации в "различных профилях". Далее было установлено деление лам по их функциям в совер шении  культа,  который включал  кроме рядовых богослужений и    пышных праздников совершение множества бытовых  треб,  главны образом вне монастыря,  непосредственно в семьях верующих. Та кое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам   другим бытовым обрядам. Наконец, ламы делились по степени учёности.  Соответствую  щие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаме  нов,  проводившихся главным образом в форме  теологических диспутов.

 Цзонкабе присывается  введение сложной обряднсти,  широкое  использование элементов театрального  искусства  и  музыки  во время красочных мистерий, посвящённых различным богам или направленных на очищение местности  от  злых  духов,  праздников,  установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьяму ни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д.

Реформы Цзонкабы  настолько  укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета,  что вскоре после кон чины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено.  Легенда приписывает Цзонкабе пророчество,  согластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих   воплощений получило титул далай-ламы,  другое - панчен римпон че, или панчен-ламы.

 

 ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА 

  Учение о сущности  бытия  и о спасении, состоящем в преодолении страданий  "эмпирического  мира" и достижении нирваны, а  также система культовых мероприятий,  могущих якобы содейство    вать спасению,  изложены в обширнейшей литературе ламаизма. Её  можно разделить на каноническую и комментаторскую. Собственно каноном  для ламаистов является только Ганджур, работа над составлением которого была завершена в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догматики и культа ламаизма почти на одном уровне с Ганджуром сбор ник древнейших комментариев и других текстов -Данджур- состав ляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма.

  Ганджур.  Ганджур означает по-тибетски  "перевод предписаний",  "пе ревод откровений"  и рассматривается  ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур – не только главный источник основных  положений  догматики,  но  и  предмет культа (как,  впрочем, и всякая религиозная книга для ламаиста). Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), соде жащих в общей сложности 1083  отдельных  сочинения.  Наиболее  распространено членение всего сборника на семь основных разделов. Первый раздел носит тибетское название Дул-ва (санскр. Ви-  ная),  что означает "монашеская дисциплина" или "правила пове   дения монашеской общины",  и содержит несколько сочинений. Со чинение "Основы дисциплины" излагает  условия  приёма  в  буд-   дийскую монашескую общину,  способы поддержания в ней диисцип-лины, правила поведения её членов по временам года, внутреннюю структуру общины, требования к носимой монахами одежде, к обо рудованию жилища,  ложу для сна, порядку принятия пищи и т. д. В сочинение "Толкование устава" включена знаменитая Пратимок- шасутра с её 253 предписаниями для "полного монаха",  соблюде-  ние которых должно контролироваться на "исповедальных собрани    ях".  Далее идут сочинения, более детально определяющие распо   рядок дня,  правила проведения учебных занятий,  упражнений в созерцании,  особые требования к монахиням, предсмертные предписания  Шакьямуни  своим ученикам,  молитвенные тексты и благославения. Следующий раздел  Ганджура - Шэрчин - объёмом от 21 до 24 томов - посвящён праджа-парамите,  т. е. "высшей ступени абсо  лютной (потусторонней) мудрости",  или "высшей мудрости, пере  водящей на другой берег существования.  Согластно  религиозной традиции,  эта  "мудрость"  исходит  от самого грядущего будды  Майтреи и была изложена Асангой.  Учение о "конечном познании"преподносится в Шэрчине в шести различных по своей подробности  вариантах.  По своей сути - это изложение пути спасения в том  виде, как он преподносится школой мадхьямиков. Третий раздел - Пал-чен - пространно (в 6 томах и 24  гла   вах)  излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны   Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании").  В форме  по вествования  о восьми встречах Будды с различными божествами и  святыми подробно описываются многочисленные будды и бодхисаттвы,  области их влияний, их особые качества, совершённые ими в  различных перерождениях подвиги и дела, направленные на спасе ние живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим божествам.  В ходе последней встречи Будда  якобы  предсказал    что буддизм распространится впоследствии  в  "диком снежном царстве",  и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авало китешвары,  земным  воплощением  которого  стали впоследствии  Сронцзан-гамбо и все далай-ламы. Вопросам религиозной   морали  посвящён  четвёртый  раздел    сборника - Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута - "гора дра-   гоценностей"). Пять или шесть томов этого раздела содержат ди   алоги Будды с учениками и выскаэывания различных авторитетных для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики. Тут же приводятся различные легенды и кратко излагаются важнейшие по-  ложения  буддизма,  раскрываются  "истинная  сущность" Будды и    признаки достижения "высшей просветлённости".Пятый раздел - До или До-дэ (санскр.  сутра), т. е. "руко водство",  "поучительные речи". Он охватывает 30 или 32 тома и   частично  совпадает по  содержанию с Сутта-питакой палийского  канона,  включая, однако, и многие весьма существенные сочине-  ния махаяны,  что делает этот раздел особенно важным для пони- мания идеологии ламаизма.  Содержание 270 произведений, входя- щих в До,  весьма разнообразно. Многие сутры посвящены деяниям

Информация о работе Буддизм(ламаизм)