Аскетика в христианской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:11, реферат

Краткое описание

Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначально цельности духовно–телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие об аскетике. Аскетизм в различных культурах…………4
2. Аскетизм в жизни христианина…………………………………….8
3. Аскетика, как предмет исследования и ее отношение к другим наукам………10
4. Отношение аскетики к другим богословским наукам и сущность аскетизма………………13
5. Возражения, выдвигаемые против предмета аскетики……….....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Аскетика в христианскойкультуре.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра «Социология и теология»

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы православной культуры»

на тему: « Аскетика в христианской культуре»

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 4 курса, ИСФ, спец. 270115, группы ЭУН-101

Паршина Анна Сергеевна

Работу приняла:

кандидат философских наук, доцент Махортова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. Понятие об аскетике. Аскетизм в различных культурах…………4
  2. Аскетизм в жизни христианина…………………………………….8
  3. Аскетика, как предмет исследования и ее отношение к другим наукам………………………………………………………………………….…10
  4. Отношение аскетики к другим богословским наукам и сущность аскетизма…………………………………………………………………………13
  5. Возражения, выдвигаемые против предмета аскетики……….....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аскетика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества.

Как научная дисциплина, аскетика имеет ряд особенностей.

Во-первых, аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, а напрямую связана с живым духовным опытом. Аскетика не дает оторванные от духовного опыта знания, а дает знания, которые могут быть востребованы в реальной духовной практики христианина. И это связано с тем, что источником аскетики является святоотеческий духовный опыт, то есть познания христианских подвижников (аскетов), уже прошедших путь возрождения человеческого естества. Аскетика опирается на письменные свидетельства христианских подвижников, передавших свой опыт для следующих поколений христиан.

Во-вторых, аскетика не изучает внутренний мир человека сам по себе. В отличие от психологии и антропологии, ее интересует не строение человеческой души и всей человеческой природы, а живое напряжение сил человеческой души и всего человека в христианском подвиге, который требует как человеческих усилий, так и благодатной помощи свыше. Здесь аскетика также является необычной наукой, поскольку она не исчерпывается изучением человеческой реальности, но раскрывает взаимодействие человека с нетварной Божественной благодатью. Аскетика призвана показать синергийный смысл христианского подвижничества, раскрыть его основание как в человеческой воле, так и в воле Божественной. Она выявляет вышеестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Бога.

 

  1. ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ. АСКЕТИЗМ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

 

Аскетизм — есть слово греческое (άσχησις — от άσχεἱν), переводимое по-русски словом «подвижничество». В первоначальном  значении у греков оно означало физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное: занятие наукой и особенно — нравственную дисциплину. Чрез греческих церковных писателей слово «аскетизм» перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.

Подобно культу аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии естественно сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем. Уже в первобытной религии — райской был свойствен аскетизм. Заповедь, данная Богом Адаму и Еве: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17),  представляла узаконение поста и воздержания (Св. Василий Великий «О посте» 1-я бес.).

Но исключительностью райской религии обусловилась и исключительность смысла райского аскетизма. Райская религия была совершенно святым союзом человека с Богом. Поэтому райский аскетизм был лишь одним утверждением человека в святости путем исполнения воли Божией. Там не было страстей, следовательно — не могло быть и отрицания их.

После грехопадения аскетизм принял печать борьбы, т. е. отрицания страстей и утверждения в добре, как-бы кто ни понимал последнее. В еврейской религии аскетизм выразился в назорействе (Числ. 6 гл.), в служении при скинии и в обычном священническом, и особенном проходимом по обету (напр. Самуил, 1 Цар. гл. 1 и 2 до 12 ст.), в состоянии «сынов» или «ликов пророческих» (3 Цар. 18, 4; 22, 6), в форме нищеты (Ионадав и его потомки — Иерем. 35, 6—9) и отшельничества (пророки Илия, Иоанн Предтеча). Эти носители аскетизма могли быть и были, за исключением отшельников, женатыми. Девство было чуждо массе народа еврейского по причине очень присущей ему идеи деторождения (Втор. 25,9. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 24), как средства, при помощи которого должен прийти на землю Мессия и при помощи которого каждый еврей, в лице своих потомков, лелеял надежду быть в царстве Мессии. Осуществителями девства у евреев были только некоторые тайно-зрители евангельских истин (пр. Илия, Иоанн Предтеча). Смысл еврейского аскетизма, согласно требования самой религии, заключался в непорочном служении Богу (Лев. 19, 2; 20, 7).

 В буддизме аскетизм  является истолкователем всей  религии Будды. Источником, где зарождается  и откуда вытекает буддийский  аскетизм, служит взгляд на весь  мир, как зло, или идея ничтожества, обусловленная ощущением страдания. Образ весьма престарелого, бременем лет отягченного мужа (старость), образ больного (болезнь), образ разлагающаяся трупа (смерть) — суть постоянные побудители буддиста к аскетизму (Будд. Катихиз. «Вер. и Раз.» 1887 г.). Цель этого аскетизма заключается в достижении нирваны, как всецелого отрицания от бытия.

В египетской и персидской религиях аскетизм осуществляли жрецы. По требованию народной религии греков, обязанность весталок, служительниц при языческих храмах, исполняли девственницы.

Для греков-философов религией была их собственная философия. В ней аскетизм истолковывался в смысле достижения гармоний, как нравственной уравновешенности тела и души (пифагорейство), и искания добродетели, как средства соделаться богом, т. е. свободным от страстей. Нищета (телесная), воздержание (телесное и духовное) и целомудрие — вот формы аскетизма философов.

Ближайшими ко времени Христа Спасителя носителями аскетизма были секты ферапевтов и ессеев, кои, проводя жизнь в нестяжательности, воздержании, девстве, тем самым исполняли свои религиозные требования. В конечной основе своей все эти виды языческого  аскетизма, за исключением буддийского, имели безусловный дуализм, по которому в учении, напр., о человеке признавались по природе дух добром, а тело — злом. Буддийское подвижничество, как известно уже, выходило из идеи ничтожества ради ничтожества.

Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование (Филип. 3, 12—15), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности (Мф. 19, 11—12; 19, 21; Марк. 10, 21; Лук. 2, 37; 1 Коринф. 7, 8, 25—28, 32— 34; Апокал. 14, 1 — 4), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... — составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский — «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак (Матф. 19, 4—6; Ефес. 5, 22—32). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего — этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества, нестяжательности, девства. В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ἑρηος — пустыня, Павел Фивейский). Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в ІV, V и VІ веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (mеritum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, — как безразличное действие (ἁδιαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

 Параллельно с истинным  христианским аскетизмом в древней  церкви существовали ложные учения  о нем. Это — аскетические воззрения  гностиков и неоплатоников. Согласно гностицизму: только дух — добро по природе, а тело и мир — зло. Единственная задача человека, поэтому, состоит во всяческом освобождении духа от тела и мира, как материи, как зла. Отсюда — воздержание, хотя отсюда-же практиковался в гностицизме сильный разврат. Измождая плоть путем разврата, гностики думали, что тем самым они уничтожают зло. Так извращенно и крайне-внешне — в смысле одних только всевозможных физических упражнений для освобождения духа от материи был понят аскетизм в гностицизме. Неоплатонизм, сущность понятия «человек» полагал в его духе. Цель жизни заключалась в пантеистическом погружении в Божество, где подобное по природе сливалось с подобным себе: человек — существо невещественное с Божеством, существом тоже невещественным. Так в смысле одних только созерцаний духа для погружения в Божество истолковывался аскетизм в неоплатонизме. Воззрения гностиков и неоплатоников сказались впоследствии во многих дуалистических и мистических сектах.

 

  1. АСКЕТИЗМ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА.

 

В Священном Писании жизнь христианина определяется как борьба, с привлечением всех сил и усилий человека для достижения Царства Божьего. Христос учит: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11,12), а так же говорит: “подвизайтесь войти сквозь тесные врата...” (Лк.13,24). Он, говоря о несении креста христианином, прямо указывает на необходимость подвига для верующего на пути ко спасению. И хотя в Священном Писании только раз употребляется слово “аскетизм”, тем не менее жизнь христианина подразумевает деятельное осуществление религиозно-нравственного совершенства путем участия всех телесных и душевных сил человека, через постоянную борьбу человека с различными проявлениями греха, через аскетическую, подвижническую жизнь. В писаниях святых Отцов большее употребление термина получило, как упражнение в добродетели, и под аскетизмом они понимали пути приобретения праведности, благочестия и достижение святости в жизни.

В I-III веках аскетами назывались христиане, которые упражнялись в строгой и воздержанной жизни, оставаясь в обществе. Кто же для этой же цели уединялся в пустынные места, того называли анахоретом. С распространением и развитием монашества аскетизм стал характеризовать монашеский образ жизни, воплотивший в себе начала строгого и последовательно проводимого подвижничества. Таким образом слова "аскетизм", "подвижничество", "монашество" стали синонимами в результате исторически сложившегося положения вещей. Евсевий Кессарийский первый стал употреблять слова “монах” и “аскет” как равнозначные. 15 правило Гангрского собора запрещает оставлять детей под предлогом отшельничества, здесь использовано слово “аскезис”. По сущности же своей слово "аскетизм" имеет более широкий смысл.

Понятие "аскетизм" включает в себя планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства. Аскетизм, не приспособленный и не приводящий к названной цели, в сущности не настоящий, а видимый, кажущийся. Аскетизм, в православном понимании, означает совокупность всех усилий человека, как бы только "техническую" сторону христианского совершенствования, главным же деятелем этого совершенствования является благодать Святого Духа. Аскетизм имеет своею прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию божественной благодати, сделать их послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности спасения и достижения "вечной жизни". По учению святых Отцов Церкви, аскетизм сам по себе, даже взятый во всей совокупности своих проявлений, еще далеко не обнимает и не выражает собою христианского совершенства. По мысли, например, преподобного Иоанна Кассиана, "посты, бдения, нищета, отшельничество, упражнение в Священном Писании, расточение всего имущества не составляют совершенства, но суть только средства к совершенству; не в них состоит цель искусства, но посредством их достигается цель. Напрасно будет упражняться в них тот, кто довольствуется ими, как высшим благом; это значит — иметь орудие для искусства и не знать его цели".

По отношению к термину "аскетизм" важнейшие христианские конфессии — католичество, протестантизм и православие, имеют различия. По католическому учению аскетизм является выполнением, так называемых, "евангельских советов" — нищеты, безбрачия и послушания, но не требуется христианскими заповедями, т.е. аскетизм отождествляется с монашеством, означая выполнение не должного, а сверхдолжного. Протестантизм, отрицая само существование "евангельских советов" в отличие от заповедей, не признает законности монашества, считая его, а равно и аскетизм, явлением, противным самому духу Евангелия.

Православие, признавая духовное совершенство общехристианским требованием, считает аскетизм обязательным для всех, и формы его могут быть различны — в монашестве и в общественно-деятельной жизни, монашество же лишь наиболее приспособлено для занятий человека аскетическими упражнениями. Сергей Зарин, характеризуя аскетические взгляды свят. Феофана, говорит: “по общему смыслу учения преосвященного Феофана, аскетизм, “подвижничество”, имеет смысл очень широкий: он обнимает собой собственно всю сознательно-свободную, напряженную деятельность человека, направленную к усвоению спасения Христова, к достижению богоподобного совершенства, под всегдашним водительством Божественной благодати. Только моментами, отдельными сторонами и необходимыми проявлениями этого ‘подвига’  целой жизни христианина является ‘вера’ и ‘добрые дела’ в их православном понимании и истолковании”.

Информация о работе Аскетика в христианской культуре