Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:52, реферат

Краткое описание

Для нашего времени характерно развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также и вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование указанных вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, специальная направленность и другие характеристики личности).

Содержание

Введение

Судебная психология 3

Познавательная деятельность суда 5

Конструктивная деятельность суда 9

Коммуникативная и организационная деятельности суда 11

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 23.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение

 

 Судебная психология 3

 

 Познавательная деятельность  суда 5

 

 Конструктивная деятельность  суда 9

 

 Коммуникативная и  организационная деятельности суда 11

 

 Заключение

 

 

Введение

 Для нашего времени  характерно развитие психологической  науки, проникновение ее во  все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии  в решении проблем хозяйственного  и культурного строительства,  а также и вопросов совершенствования  работы правоохранительных органов  и должностных лиц. Глубокое  исследование указанных вопросов  требует психологического анализа  личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных  психологических явлений, процессов,  состояний, их особенностей в  правовой сфере (потребности,  мотивы, цели, темперамент, установка,  специальная направленность и  другие характеристики личности).

 

 Психологическая культура  юриста предполагает наличие  у всех работников юридических  органов развитой системы психологических  знаний, а также навыков и приемов,  которые обеспечивают высокую  культуру общения. Психологическая  культура повышает эффективность  юридической деятельности, способствует  ее гуманизации. 

 

Судебная психология

 Психология рассмотрения  уголовного дела в суде исследует  закономерности психической деятельности  лиц, участвующих в рассмотрении, а также воспитательное воздействие  судебного процесса и приговора  на подсудимого и на других  лиц, роль общественного мнения  как фактора, влияющего на судебный  процесс и др.

 

 Психологический анализ  судебного процесса дает возможность  разработать рекомендации, направленные  на увеличение эффективности  правосудия, развитие культуры процесса, усиление воспитательного воздействия  на всех его участников.

 

 Судебное следствие  и вынесение приговора по делу  являются неизбежной стадией,  логически следующей за событием  преступления и предварительным  следствием. Деятельность суда, участников  судебного процесса весьма многообразна.

 

 Правосудие, которое в  большей степени, чем многие  другие виды деятельности, выступает  как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических  явлений. В ходе совместной  деятельности повышается эффективность  мышления, уменьшается действие  тех субъективных факторов, которые  могут привести к ошибочному  результату.

 

 В судебной практике  довольно редко встречаются случаи  разногласия в судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному  мнению состава суда можно  рассматривать как дополнительную  гарантию законности и обоснованности  приговора, так как внутреннее  убеждение всех членов судейской  коллегии совпадает.

 

 Рассматривая уголовные  дела, суд применяет к виновным  установленные законом меры наказания,  либо оправдывает невиновных. Суд  постановляет приговор именем  государства и организует свою  деятельность на конституционных  принципах: на основе равенства  всех граждан перед законом  и судом, коллегиального рассмотрения  дел, независимости и подчинения  только закону, обеспечения обвиняемого  права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства дел  во всех судах.

 

 К общим правилам  судебного разбирательства относятся:  непосредственность, устность, непрерывность  судебного разбирательства, руководящая  роль председательствующего в  суде, равенство прав участников  судебного разбирательства.

 

 Судебное разбирательство  состоит из пяти частей: подготовительная, судебное следствие, судебные  прения, последнее слово подсудимого,  вынесение приговора.

Познавательная деятельность суда

 С психологической  стороны деятельность по осуществлению  правосудия имеет много общих  черт, сходных психологических компонентов  с деятельностью следователя.  Однако сочетание этих компонентов  имеет специфику. Если на предварительном  следствии основной задачей является  познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится  конструктивная деятельность. Именно суд призван решит дело по существу –это его основная и исключительная функция.

 

 Но данная конструктивная  деятельность может реализоваться  только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне  оцененной и проверенной информации.

 

 Основная цель познавательной  деятельности в суде – получение  доказательственного материала  для осуществления конструктивной  деятельности – вынесения приговора.

 

 Особенность познавательной  деятельности в суде заключается  прежде всего в том, что материалы  предварительного следствия уже  дают ему готовую модель подлежащего  исследованию события. Наличие  такой версии события в материалах  предварительного следствия существенно  облегчает суду познание фактов, обстоятельств дела. Однако эта  версия всегда должна восприниматься  судом только как вероятная  истина, которая обязательно подлежит  проверке и исследованию судом  в каждом ее отдельном элементе.

 

 Познавательная деятельность  органов следствия, облегчая работу  суда, в то же время ни в  коей мере не снижает важности, ответственности суда по познанию  исследуемых обстоятельств. Судебное  исследование обстоятельств дела  является самостоятельным важнейшим  элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением  принципов гласности, устности, непосредственности  судебного разбирательства.

 

 То же самое следует  сказать и о поисковом элементе  познавательной деятельности. Хотя  эта часть работы и должна  быть выполнена на предварительном  следствии, суд не лишается  права и даже обязан в соответствии  с процессуальным законом в  необходимых случаях истребовать  новые документы, вызвать ранее  не опрошенных свидетелей и  т.д. 

 

 Процесс познания в  суде включает в себя сравнительное  исследование, сопоставление модели  события и конкретного закона. В материалах предварительного  следствия уже имеется указание  на определенную норму уголовного  закона, которому, по мнению следователя,  соответствует расследованное событие.  Однако это не означает, что  судьи лишаются возможности тщательно  проверять правильность уже проведенного  предварительным следствием сопоставления  модели события и закона. Они  обязаны вновь мысленно воспроизводить  и сопоставлять событие со  всеми иными сходными нормами  закона. Мысленное сравнение фактов  и обстоятельств с различными  моделями закона обязательно  на всем протяжении судебной  деятельности, но этот процесс  обязательно должен быть завершен  в совещательной комнате.

 

 Для суда важно не  только изучить во всех деталях  материалы уголовного дела, но  и выдвинуть другие возможные  версии объяснения фактов, которые  не были учтены следователем  или были просто проигнорированы.  Только подвергнув сомнению версию  предварительного следствия, испытав  ее на прочность и достоверность,  суд может установить истину.

 

 Познавательная деятельность  суда протекает в довольно  специфических внешних условиях, которые могут оказывать на  нее различное влияние: могут  облегчать познание, а могут и  затруднять его. К внешним условиям  относится поведение находящихся  в зале лиц, участников судебного  рассмотрения. Накаленная, нервная  атмосфера, острые конфликты,  возникающие в отношениях между  участниками, - все это способно  помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить  его усилия на пресечение остроконфликтных  отношений. Спокойная, вдумчивая  обстановка при исследовании  и оценке доказательственного  материала, получаемого в ходе  судебного разбирательства, - несомненно, необходимое условие. 

 

 К внешним условиям  познания относится и общественное  мнение, которое создается до  слушания дела и становится  известно судьям. Отмечается возможность  давления окружающей среды в  виде этого общественного мнения  на участников судебного разбирательства.  Давление это весьма многообразно, чувствительно и вместе с тем  неуловимо, оно создает вокруг  судьи ту атмосферу, которая  стремится властно повлиять на  его работу. Под видом общественного  мнения судье указывается иногда  лишь на голос «общественной  страсти», следовать которому в  судебном деле всегда опасно  и нередко недостойно. Судья должен  стоять выше этого в выполнении  своей высокой задачи, основанной  не на временных и преходящих  впечатлениях, а на вечных и  неизменных началах правосудия. В некоторых случаях это может  негативно влиять на судей,  на осуществляемый ими процесс  познания. Именно поэтому следует  исключительно осторожно относиться  к сформированному до рассмотрения  дела в суде общественному  мнению, поскольку оно зачастую  наносит вред интересам правосудия.

 

 Познавательная деятельность  суда направлена на изучение  не только доказательственных  фактов, но и источников их  происхождения.

 

 Подавляющее число  этих фактов воспринимается судом  через показания свидетелей, подсудимых, потерпевших и других людей,  что вызывает необходимость углубленно  изучать указанных лиц. Непосредственное  изучение личности в суде имеет  и некоторые особенности. Довольно  часто подсудимый, а нередко потерпевший  и свидетель делают все, чтобы  скрыть, изменить свои действительные  психические свойства, качества, приукрасить  мотивы поведения, чтобы выглядеть  перед судом не такими, какими  они являются на самом деле.

 

 Однако публичность  и открытый характер рассмотрения  дел, сама обстановка в суде, повторное переживание события  преступления потерпевшими, свидетелями,  обвиняемыми с наибольшей полнотой  вскрывает реальные мотивы поведения  указанных лиц. «Драматичность  производства в уголовном суде ставит и подсудимых, и свидетелей в разные положения, обнаруживающие психологические признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи».1

 

Конструктивная деятельность суда

 Сущность конструктивной  деятельности в суде состоит  в принятии решений по возникающим  спорным вопросам, в вынесении  приговора.

 

 Для успешного осуществления  конструктивной деятельности судом  создаются специальные условия.  К ним относятся:

 

коллегиальное принятие решения;

 

обеспечение невмешательства  в принятие решения;

 

законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого  решения;

 

требование непрерывности  рассмотрения дела.

 

 Конструктивная деятельность  суда требует от лиц, ее осуществляющих, профессионального отношения к  своим обязанностям: высокоразвитого  правосознания, понимания большой  ответственности за свои действия, за все последствия принимаемых  решений.

 

 Принятием решения  о наличии факта-события преступления  конструктивная деятельность суда  не завершается. Ему надлежит  определить меру наказания виновному,  а также решить вопросы, связанные  с порядком отбывания наказания.

 

 Особенность конструктивной  деятельности суда заключается  также в том, что окончательное  решение может быть принято  с учетом оценки фактов, обстоятельств,  не закрепляемых удостоверительной  деятельностью. Имеется в виду  принятие во внимание поведение  подсудимого в судебном зале, глубину и искренность его  раскаяния в содеянном. Все  это не может не влиять на  меру наказания, определяемую  судом.

 

 Основная конструктивная  деятельность суда складывается  из целой серии последовательно  реализуемых взаимосвязанных действий. Имеется в виду:

 

полное выявление и  тщательная проверка всех фактов, относящихся  к делу, подлежащих решению;

 

обязательное заслушивание мнения всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела как  по поводу совокупности фактов, так  и по поводу предполагаемого решения;

 

принятие конструктивного  решения каждым из членов коллегии судей;

 

коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное  решение основного конструктивного  вопроса – вынесения приговора, решения по делу.

 

 Объем конструктивной  деятельности суда увеличивается  в тех случаях, когда создаются  помехи в осуществлении познавательной  деятельности, например, вызванный  свидетель не явился в суд,  обвиняемый нарушает порядок  судебного заседания и т.д.

 

 Конструктивная деятельность  суда направлена на реализацию, обеспечение, проверку выполнения  соответствующими органами, учреждениями  вынесенного судом приговора.

Информация о работе Юридическая психология