Юмор в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

З. Фрейд
До сих пор точно не установлено, к какой сфере можно точно отнести юмор: к сфере интеллектуальной, моральной, или же эстетической. Однако бесспорно то, что юмор играет важную роль в нашей жизни. Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легко находит контакт с коллегами по работе, «ловко» выходит из неловких ситуаций, разрешает конфликты и меньше страдает от депрессии. Чувство юмора также часто связывают с высокими умственными и твор

Содержание

Введение 5
Глава 1 Юмор в воспитании 7
1.1 Воспитание в утробе матери 7
1.2 Эмоциональное развитие ребенка 10
1.3 Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе 15
Глава 2 Практическое применение юмора в воспитании 20
2.1 Практические советы по применению юмора в воспитании 20
2.2 Сценарий праздника «День смеха» первого апреля 23
Заключение 32
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юмор в воспитании.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

      Иногда, чтобы вступить в общение, воспитатель начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие. [19]

      Выступая  как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками взаимодействия, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

     Общепризнанные  этические требования к эффективному использованию юмора  в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:

     - нельзя подвергать осмеянию личность  ребенка, можно смеяться лишь  над отдельной чертой его характера  либо конкретным поступком;

     - высмеивать можно только то, что  учащийся может исправить, изменить;

     - не стоит первым начинать смеяться  над собственной шуткой, даже  очень удачной;

     - грубые и пошлые шутки есть  свидетельство низкой внутренней  культуры человека;

     - никакая шутка не должна унижать  достоинство человека;

     - не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника;

     - нельзя сердиться на проявление юмора учащимися, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой. [20] 

     Глава 2 Практическое применение юмора в воспитании 

     2.1 Практические советы  по применению юмора в воспитании

      

     Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей.

     Нужно прислушиваться к первым шуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным «Не говори глупостей». Если чувство юмора можно вырастить, то именно питая его вниманием и улыбками.

     Очень важно угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в его шутку. Например, ребенокговорит, что кошка сказала «чик-чирик», а вы ему ответьте, что видели воробья, который кукарекал. Или предположит, что корм для кошек делают из сосисок, а вы скажите, что кошки сами его делают. Малыш придумает смешное слово «катяляпа», а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку и т. п.

     Полезно умение переводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: «Сейчас же иди чистить уши!»

     При гулянии, хорошо бы спрашивать ребёнка  о том, что ему нравиться, а  что нет, какие эмоции вызывают у  него те или иные события, которые происходят с ним. Узнавать, что его тревожит, какой он, что он думает о себе. Помогать в развитии его личности, а для этого, проявлять интерес к общению с ним, к его личностным характеристикам.

     Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: «Сложи вещи. Вымой руки…». Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного («Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их запачкай»). Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.

     Родители  могут проводить для детей  различные юмористические театрализованные представления, вечера воспоминаний. Скорее всего, в каждой семье есть плёнки с первыми шагами малыша. Стоит устраивать специально такие вечера по просмотру фильмов с участием в главной роли малыша.

     Для того, что бы в семье царил мир  и согласие, нужно, что бы дети восхищались своими родителями. В такой семье, дети будут расти с радостным восприятием мира. Важно чтобы дети ценили родителей за их отношение к ним, за то время, которое родители им дарят, за те игр, которые придумывают. К примеру, нарисовать что- то с закрытым глазами, и оцените, у кого получится смешнее картинка. А потом, придумать вместе с малышом, название для этой картинки.

     Неплохо ввести традицию рассказывать вечером, за ужином, что смешного произошло с каждым сегодня. Пусть малыш выскажет своё мнение по поводу этих ситуаций.

     При неудачной попытке пошутить, взрослый должен отреагировать поддержкой.

     Полезно почитать с ребенком такие книги, которые помогут в воспитании здорового юмора: С. Маршак, «Дом, который построил Джек»; К. Чуковский, «Путаница», «От двух до пяти»; В. Драгунский, «Денискины рассказы»; М. Зощенко, «Галоши и мороженое»; Э. Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»; Г. Остер, «Вредные советы».

     Так же замечательно было бы использовать в игре сказочных персонажей. Например, когда малыш надевает шубку или  сапожки (одевание дается ему с трудом) ему интересней попрыгать с тигрой, повторяя «я тигра», или, например, перед  прогулкой, можно сказать ребенку о том, что вы идете искать клад и нужно одеться «тепло, как кладоискатели». При таком подходе малышу легче будет справляться с неприятными обязанностями.

     Если  вдруг малыш не захотел наднвать куртку или шапку, то можно сделать  вид, что вы надеваете его вещи на себя или кошку, тогда наверняка малыш закричит: «Это моя куртка!».

     Еще дети очень любят соревнования, чем  мудрый взрослый может грамотно воспользоваться, устроив состязание «кто быстрее  соберет  игрушки или разденется после прогулки», очень важно давать ребенку возможность выигрывать.

     Если  дети не хотят слушать взрослого, можно попробовать говорить тихо, «секретным» тоном – с кем  – нибудь другим.

     Смешные записки поднимут настроение и помогут  вам избежать постоянных напоминаний. Например, ребенку, который часто забывает почистить зубы, можно прикрепить в ванной записку: "Спасибо за хороший уход! Твои зубы". Если дети постоянно забывают закрывать двери, можно прогудеть гнусавым голосом, как в метро: "Осторожно, двери закрываются!" 
Если же ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне или в шуточной борьбе с вами.

     Чувство юмора невозможно без умения смеяться над самим собой. Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.

     Чтобы ребенок лучше разобрался в механике розыгрышей, можно взять его в сообщники и подшутить вместе над кем-то из родственников. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. [21]

     Празднование  Первого апреля можно возвести в  ранг ежегодной традиции по закреплению  дружественного и позитивного отношения друг к другу. 

     2.2 Сценарий праздника «День смеха» первого апреля для школьников 

     В зале на стене висят плакаты, на которых  написаны пословицы и поговорки, афоризмы. Эмблема — улыбка.

     1. Кто людей веселит, за того и свет стоит.

     2. Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

     3. Смех — великий лекарь.

     4. Поспешишь — людей насмешишь.

     5. Интересны все жанры, кроме скучного.

     6. Продолжать смеяться легче, чем окончить смех.

     7. Слезы вместе, смех пополам.

     8. Хочешь выглядеть умней, рядом умных не имей.

     Юмористические  газеты.

     Звучат  фанфары: «Слушайте все!» На сцену  выходит ведущие.

     1-й  ведущий.

     1 апреля — неофициальный день  смеха. В этот день все веселятся, шутят, устраивают розыгрыши.

     2-й  ведущий.

     Мы  праздник сегодня откроем,

     Нам ветер и дождь не помеха,

     Ведь  долго ждали, не скроем,

     Наш всенародный день смеха.

     На  праздник, на общее веселье

     Мы  пригласили в гости Смех,

     Забаву, Веселье и Развлеченье,

     Шутку и Юмор для потех!

     На  сцену выбегают два потешника в костюмах.

     1-й  потешник.

     Здравствуйте!

     2-й  потешник.

     Здравствуйте!1-й  потешник.

     Поздравляем вас с праздником смеха и шуток!

     2-й  потешник.

     Поприветствуйте нас аплодисментами.

     Зал приветствует потешников.

     1-й  потешник.

     Нам без смеха просто жизни нет. Он нам нужен всюду и всегда.

     2-й  потешник.

     И чтобы настроение поднять, зовем  на помощь. Вместе. Шуточный фольклор. Выходит группа ребят. У них «музыкальные инструменты»: стиральная доска, ложки, таз, ведро, чайник. Ребята исполняют мелодию «Ой, полна, полна коробушка».

     1-й  ведущий. 

     Все мы знаем, что юмор помогает высмеивать пороки и недостатки. Но, к сожалению, люди реагируют на юмор по-разному. Одним здоровый юмор помогает увидеть  и искоренить свои недостатки. Другим же не хочется замечать свои недостатки. И тогда они говорят: «Не смешно!»

     2-й  ведущий. 

     О таких людях в народе говорят, что они не того поля ягодка. Но не будем останавливаться, и заострять  внимание на этом, продолжим разговор о смехе. Люди при виде смешного выражают свои чувства с помощью слов: «Хи-хи-хи», «Ха-ха-ха», «Хо-хо-хо», «Хы-хы-хы». Пусть и сегодня наш смех «весь взлетает» веселой шуткой, тонким юмором, злободневной сатирой. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно!

     На  сцену выходит группа ребят, они  исполняют сценку. Ребята изображают детей в детском саду: кто играет, кто рисует, здесь же сидит «воспитательница» и задает вопросы детям, они отвечают. – Оля, сколько тебе лет? — Немножко 4… — Почему немножко? — Три года мне было долго-долго, а четыре только немножко…— Рома, ты до скольки умеешь считать? — До конца. — Ну, посчитай вот эти кубики. — Один, один, один … Все! Митя смотрит на часы. — Сегодня пятница. — Почему? — Раз стрелка стоит на пяти, значит, пятница. — Женя, ты на какой улице живешь? — Я дома живу, а на улице гуляю.

     1-й  потешник.

     Ну  как, посмеялись? (Зрители отвечают)

     2-й  потешник.

     Ну, даже если не вы над нами, а мы над  вами, все равно хорошо.

     1-й  потешник.

     Над нами вы смеялись? (Зрители отвечают).

     2-й  потешник.

     А теперь мы поиграем.

     1-й  потешник. Игра называется "Верю - не верю" (по следам телепередачи "Кто самый умный") Какая команда даст больше правильных ответов?

     1) В Японии ученики на доске  пишут кисточкой с цветными  чернилами? (Да)

     2) В Австралии практикуется применение  одноразовых школьных досок? (Нет)

     3) Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)

     4) Шариковая ручка сначала применялась  только военными летчиками? (Да)

     5) В Африке выпускаются витаминизированные  карандаши для детей, имеющих  обыкновение грызть что попало? (Да)

     6) В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)

     7) Римляне носили штаны? (Нет)

     (они  носили туники и тоги)

     8) Если пчела ужалит кого-либо, то  она погибнет? (Да)

     9) Правда ли что, пауки питаются  собственной паутиной? (Да)

     10)В  одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс? (Нет)

     11) На зиму пингвины улетают на  север? (Нет)

     (пингвины  не умеют летать)

     12)Если  камбалу положить на шахматную  доску, она тоже станет клетчатой? (Да)

Информация о работе Юмор в воспитании