Этнические стереотипы поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:46, реферат

Краткое описание

Этнический стереотип, этнос, система этнических представлений, автостереотип, гетеростереотип, иерархия ценностей, межэтническое общение. Явление стереотипа относится к сфере междисциплинарных исследований, так как особенности формирования и функционирования стереотипов служат основой для их подразделения на классовые, идеологические, мировоззренческие, психологические, индивидуальные, массовые и др. Одним из проявлений этих разновидностей является этнический стереотип. В среде отечественных и зарубежных ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, не существует единства мнений относительно дефиниции данного явления.

Содержание

Введение
1. Понятие стереотипа
2. Этнический стереотип как феномен культуры
3. Атомарные и реляционные признаки
4. Продукты поведения
5. Наследственные и культурные детерминанты стереотипов поведения
6. Смысл стереотипного поведения
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Стереотипы поведения.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

    Аналогичная адаптивная функция присуща и  ритуальному поведению: «...во многих случаях удобнее поступить «как принято», чем каждый раз решать задачу: выбирать наиболее целесообразное поведение». Свободное «поисковое» поведение в повседневной жизни встречается сравнительно редко и обычно требует значительного психоэмоционального напряжения (наиболее крайний случай — проблемы психосоциальной адаптации «человека двух культур»). Наиболее сильную дизадаптацию испытывает человек при разрушении его системы ритуального поведения.

    Процесс стереотипизации поведения есть освоение среды, ее организация и  включение в «картину мира». Это  требует усилий и напряжения. В  то же время, выработанный и интернализованный  стереотип приобретает новую  функцию: он позволяет автоматически распознавать и предпочитать «своего в своем». Это есть функция регуляции взаимодействий между индивидами. В стереотипе эта функция вторична и выступает как подчиненная по отношению к функции адаптивной. Регулятивная функция стереотипа предъявляет к нему требования автономности и самоценности и потому, в известном смысле, противоречит его адаптивной функции.

    Напротив, основная функция ритуального поведения, ритуала, — социорегулятивная. Именно в ритуальной деятельности индивидов «следует видеть внутренний источник самодвижения и активности социальной системы». Сообщество, возникнув как адаптация к среде и в обеспечение совместной деятельности индивидов, в своем развитии формирует и выдвигает ряд новых специфических потребностей, которые не имеют индивидуально-витального значения, а являются потребностями поддержания самого сообщества как социальной системы, как интегрированного целого. Возникает социорегулятивная подсистема социальной системы — как средство реализации этих потребностей, активность которой направлена вовнутрь, на регуляцию структуры взаимодействий индивидов и ради поддержания на этой основе целостности всей системы.

    Непосредственным  механизмом социорегулятивной подсистемы является институционализация — установление правил действий, норм, упорядочение поведения, регламентация. Достигается это с помощью ритуалов. Поэтому обеспечение ритуального поведения идет извне, со стороны социальной структуры, и на уровне индивида ритуалы интериоризируются через социализацию и энкультурацию (введение в культуру).

    Таким образом, стереотип, став ритуалом, приобретает  независимость от индивида, включается в социальную структуру и становится регулятором его поведения. Вследствие этого полноценный ритуал, в отличие от естественного поведения, принимается индивидом в результате свободного выбора. Поэтому потребность в ритуальном поведении, вообще говоря, не диктуется природными условиями существования, так что в рамках теории естественного отбора ритуалы бессмысленны (и в строгом смысле неадаптивны). Они приобретают смысл лишь в социальном контексте как средство поддержания и воспроизводства социального единства. Следовательно, в отличие от стереотипа – основная функция ритуала — социорегулятивная, а его адаптивная функция, которая и здесь несомненно присутствует, оказывается подчиненной.

    Различение  по функции ритуалов и стереотипов  позволяет ответить на вопрос об их целях. Конечные цели их едины, но на разных уровнях: индивидуальном и социальном. Цели стереотипного поведения — в воспроизводстве индивидуально-ценностного поведения, в сохранении генетической преемственности; конечная цель ритуального поведения — в обеспечении социального единства.

    Такое функциональное разграничение стереотипов  и ритуалов, вполне убедительное в  отношении человека, может показаться необоснованным в «биологической сфере». Яркий брачный ритуал птиц кажется  гораздо ближе по происхождению  и функциям к генетически детерминированному стереотипному поведению, чем к  тем поведенческим диспозициям, которые мы считаем ритуалами  в человеческом обществе. Но необходимо иметь в виду два следующих  момента: во-первых, ритуальное поведение человека может в такой же мере базироваться на врожденных стереотипах, как и у животных, нисколько не отличаясь по выразительной форме от последнего (отчего и существует проблема однозначного толкования ритуала и отличия его от естественного поведения). Во-вторых, не следует забывать, что ритуалы независимы от своих исполнителей, они в прямом смысле являются продуктами поведения. В этой принадлежности к одному миру, созданному поведением, заключено глубинное единство ритуалов в человеческом обществе и в сообществах животных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы

    Подводя итоги анализа сущности и функционирования этнических стереотипов, исторических и социокультурных факторов их формирования, можно сделать вывод, что этнические стереотипы являются значимыми, привычными для индивида механизмами действий, установками, принятыми ценностями и действуют на уровне обыденного сознания. Этностереотипы достаточно устойчивы, проявляются на протяжении истории у представителей различных  поколений как стабильная форма  этнического поведения. Наряду с  этим, этнические стереотипы изменяются соответственно условиям жизни этноса и иерархии ценностей, принятой на данном этапе исторического развития. Этнические стереотипы часто не соответствуют  реальности и являются субъективными, что обусловлено избирательным  подходом при формировании образа этноса, заключающемся в привлечении  внимания к одним характеристикам  и приуменьшении значения других. В настоящее время актуальность изучения функций и роли стереотипов  диктуется необходимостью прогнозирования  и разрешения различных социальных, культурных и политических конфликтов, возникающих в ситуации межэтнического контакта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Lippmann W. Public Opinion.– Toronto,2000.

    2. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические  стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и

    образ жизни людей. – М., 2004.

    3. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. –

    2003. – №3. – С.71.

    4. Байбурин А.К. Этнические аспекты  изучения стереотипных форм поведения  и традиционных культур //Советская  этнография. – 1985. –.№2. – С.36-46.

    5. Байбурин А.К. Некоторые вопросы  этнографического изучения поведения  // Этнические стереотипы

    поведения. – Л.:Наука,2005. – С.7-22.

    6. Гладких С.В. Этнические стереотипы  и проблемы межкультурного общения  // Этнические проблемы современности: Сборник статей. – Вып.5. – Ставрополь,2009. – С.57-65. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Введение 

1. Понятие стереотипа

2. Этнический  стереотип как феномен культуры

3. Атомарные  и реляционные признаки

4. Продукты поведения

5. Наследственные  и культурные детерминанты стереотипов  поведения

6. Смысл стереотипного  поведения 

Выводы

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Министерство  образования и науки Украины

     Донецкий  национальный университет экономики  и торговли

     им. М. Туган-Барановского

     кафедра международной экономики 
 
 
 
 

     Реферат

     «Этнические стереотипы поведения» 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка гр. МЭ-06Б

     Кравцова  Е.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Донецк  – 2009

Информация о работе Этнические стереотипы поведения