Этика и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

3. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.
23. Деятельность и активность современного специалиста. Потребности как источник активности.
41. В производственном отделе крупной столовой успешно и слаженно работали 5 человек. Многие решения принимались коллективно, что придавало творческий характер и деятельность. Пришедший на смену руководитель предпочитал сам принимать решения и каждому четко определял задачу, что отрицательно повлияло на отношения внутри отдела.
Проанализируйте ситуацию и ответе на вопросы: Какой стиль руководства избрал новый руководитель? В чем состоит его ошибка? Каковы были ваши действия?
57. Предложите пути и способы предотвращения конфликтов в процессе обслуживания посетителей предприятия оп ( на примере реальных ситуаций ).

Вложенные файлы: 1 файл

этика.docx

— 34.02 Кб (Скачать файл)

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

БЕЛКООПСОЮЗА

 

 

 

Специальность: «Производство продукции и организация ОП»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По дисциплине « этика и психология»

 

 

 

Выполнила

Учащаяся гр.522

Шифр 30

Вариант 00

Данилкович Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования к нравственному  облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.

23. Деятельность и активность  современного специалиста. Потребности  как источник активности.

41. В производственном отделе  крупной столовой успешно и  слаженно работали 5 человек. Многие  решения принимались коллективно, что придавало творческий характер  и деятельность. Пришедший на  смену руководитель предпочитал  сам принимать решения и каждому  четко определял задачу, что отрицательно  повлияло на отношения внутри  отдела.

Проанализируйте ситуацию и ответе на вопросы: Какой стиль руководства избрал новый руководитель?  В чем состоит его ошибка? Каковы были ваши действия?   

57. Предложите пути и способы  предотвращения конфликтов в  процессе обслуживания посетителей  предприятия оп ( на примере реальных  ситуаций ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования к нравственному  облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.  

Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.  
Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Указанные нравственные качества - это те духовные опоры, которые помогают формированию нравственного облика. Их стабильность и содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.  
Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности; нравственная воля - умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль; честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду "в глаза"; коллективизм - социальная организованность; самообладание - умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - последовательность в соблюдении своих нравственных позиций.  
Обладание названными нравственными качествами позволяет специалисту, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества он должен у себя вырабатывать.  
Специфические нравственные качества: трудолюбие - увлеченность работой; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность-единство слова и дела, "вкус" к деловому риску; бескорыстность в оказании помощи людям; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным. 

Все названные нравственные качества взаимосвязаны, воспроизводят в целом модель нравственного облика специалиста. Ее составляющими являются:  
Общая культура и воспитанность специалиста предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Духовность - вот тот внутренний личностный резервуар, из которого проистекают человеколюбие и душевность, совестливость и честность, мужество и великодушие и т. д.  
Развитое самообладание является надежным гарантом нравственного поведения людей. Л.М. Леонов писал, что все победы начинаются с побед над самим собой. Вот почему хорошему специалисту надо постоянно тренировать свою нравственную волю.  
Взвешенная самокритичность, которая проявляется в виде возвышенной нравственной требовательности к себе. Как правило, таким качеством обладают специалисты с обостренным профессиональным честолюбием и чувством совести. Благодаря этим характеристикам они не плодят вокруг себя подхалимов, не поддаются лести, не останавливаются в духовном самосовершенствовании. 

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда  общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д.  Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.   

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизньотдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей. 

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»). 

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.   

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло.  К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение. 

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Примеры

- Многие основные законы, которые  существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим  ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

- Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права  человека являются общечеловеческими  ценностями.

- Некоторые религии считают  свои законы общечеловеческими  ценностями. Например, христиане относят  к таковым десять заповедей.

- Часто утверждают, что так называемое  «золотое правило морали» —  «Не делай другим того, чего  не хочешь, чтобы сделали тебе»  — может быть примером общечеловеческой  ценности.

 

 

 

 

23. Деятельность и активность  современного специалиста. Потребности  как источник активности.

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью.

Активность любого организма порождается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие. Формы поведения человека определяются не самой потребностью, а общественными способами ее удовлетворения. Активность человека стимулируют не биологически значимые вещи, а спо- 20собы их управления. Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая определенные цели. В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.

Деятельность имеет ряд отличительных черт:

- носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат;

- связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;

- носит общественный характер, осуществляется в обществе и направлена на удовлетворение потребностей общества.

Знания, умения, навыки и привычки.

 Приобретение знаний осуществляется человеком самостоятельно или с чьей-либо помощью, то есть в результате самообучения или обучения.

Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, ступенька между знанием и навыком.

Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля.

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенной ситуации стало потребностью личности. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение и труд. Они не изолированы друг от друга, а взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым перспективы развития личности. В психологии существует понятие ведущей деятельности, т.е. в наибольшей степени способствующей развитию психики и личности на данном возрастном этапе. Для ребенка ведущей является игровая деятельность, для школьника – учебная, для взрослого человека – труд.

 

Источником поведения являются потребности. Потребности - источник активности человека; внутренние сущностные силы человека, побуждающие его к осуществлению качественно определенных форм деятельности. 
 
Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он живет в мире не изолированно, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Социальность человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). Потребности человека (за исключением базовых) не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности становлении его личности. 
 
Потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимые в тех или иных формах активности, определяемой биологическими и социальными программами жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребностей в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, который на ранних этапах развития осуществляется согласно с взрослым. 
 
Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют динамическую иерархию, ведущее положение, в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и актуализации других. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации потребностью, но и другими, сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме эмоционально отраженных желаний, влечений, стремлений, а ценностьих реализации - в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не осознаваться.

Информация о работе Этика и психология