Этапы конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:47, доклад

Краткое описание

Этапы конфликта:
Предконфликт, скрытый (латентный) этап развития конфликта.
Собственно конфликтное взаимодействие, открытый этап развития конфликта.
Завершение (разрешение) конфликта.
Постконфликт, латентный этап конфликта.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы конфликта.docx

— 19.95 Кб (Скачать файл)

Этапы конфликта

Предконфликт, скрытый (латентный) этап развития конфликта

Собственно конфликтное  взаимодействие, открытый этап развития конфликта.

Завершение (разрешение) конфликта.

Постконфликт, латентный этап конфликта.

Ф  а  з  ы

1.Возникновение объективной конфликтной  ситуации.

Состоит в возникновении объективного противоречия, которое еще не осознано конфликтами, и они не предпринимают  никаких действий «S1»>«0» конфликта. Но она может быть разрешена и  «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут взаимно «сняты»  субъектами конфликта в результате осознания ситуации в качестве объективной  и требующей разрешения.

1 Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга. Осознание ими угрозы своим интересам и переход к активным формам противодействия друг другу. Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объем. инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - давлеет страх неизвестности ее конечного исхода.

1. Прекращение активного противоборства. Характеризуется прекращением активных  форм противоборства и осознанием  обеими конфликтующими сторонами  необходимости перехода к коммуникативным  формам взаимодействия. Оно может  быть обусловлено как коренной  переменой ценностей субъектами  конфликта, так и появлением  реальных условий его прекращения,  или сил, способных это сделать.  Прекращение активного противоборства  также может быть обусловлено  и тем, что обе стороны осознали  безрезультатность продолжения  конфликтного взаимодействия. Таким  образом, к факторам, способствующим  прекращению активного противоборства, следует отнести:

- явное ослабление одной или  обеих сторон или истощение  их ресурсов, не позволяющее вести  дальнейшее противоборство;

- очевидная бесперспективность  продолжения конфликта и осознание  этого его участниками;

- преобладающее превосходство  одной из сторон, позволяющее  ей подавить оппонента или  навязать ему свою волю;

- появление в конфликте третьей  стороны, ее способность и желание  прекратить противоборство. Все  это в определенной степени  предопределяет поведение субъектов  конфликта в фазе его разрешения (завершения).

1. Частичное разрешение (нормализация) конфликта. Сохраняется эмоциональная  напряженность в форме обоюдных  обид, подозрительности и недоверия,  переживаний, обусловленных понесенными  потерями и неудачами. Осуществляется  коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту. Обострение  чувства вины, горечи. Отношения  восстановлены, но обусловлены  в большей степени функциональной  зависимостью. При этом необходимо  учитывать, что частичное разрешение  конфликта, как правило, приводит  к возникновению постконфликтного  синдрома, выражающегося в напряженных  взаимоотношениях бывших оппонентов  конфликта. При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

2. Осознание субъектами («S») конфликта  объективной конфликтной ситуации.

 Субъекты конфликта осознают  конфликтную ситуацию, возникает  потребность ее разрешения, но  ее восприятие носит субъективный  характер. Осознание объективной конфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным.

2. Эскалация (от латинского «scala» - лестница) - стадия развития конфликта, которая характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта. При этом последующие разрушительные их воздействия друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Если конфликт вошел в фазу эскалации, его деструктивные функции, как правило, преобладают над конструктивными.

Эта фаза в своем развитии проходит ряд этапов:

1-й этап - резкое сужение когнитивной  сферы в поведении и деятельности - переход к более примитивным,  агрессивным формам противоборства;

2-й этап - вытеснение адекватного  восприятия оппонента образом  «врага». Он становится доминирующим  в информационной модели конфликта;

3-й этап - рост эмоционального  напряжения;

4-й этап - переход от аргументов  к претензиям и личным выпадам;

5-й этап - рост иерархического  ранга нарушаемых и защищаемых  интересов, их поляризация. Интересы  оппонентов становятся биполярными;

6-й этап - применение насилия  в качестве аргумента, связанного  с внутренней компенсацией утраченного престижа, снижением самооценки, возмещением ущерба;

7-й этап - потеря первоначального  предмета разногласий;

8-й этап - расширение границ конфликта,  его генерализация (переход к  более глубоким противоречиям);

9-й этап - вовлечение в конфликт  новых участников.

2. Разрешение (завершение) конфликта.  Стороны переходят к активному  информационному, коммуникативному  взаимодействию, переговорному процессу, направленному на разрешение  конфликта, достижение взаимоприемлемого решения. Полный отказ от силовых методов и способов противоборства. Разрешение конфликта может быть обусловлено как факторами, вызывающими прекращение активного противоборства, так и «уничтожением» одного или обоих субъектов конфликта. Способы разрешения конфликта весьма разнообразны. К наиболее типичным из них относят:

- устранение (уничтожение) одного  или обоих субъектов противоборства;

- устранение (уничтожение) объекта  конфликта или его изменение;

- изменение позиций обеих или  одного из субъектов конфликта;

- обращение субъектов конфликта  к третьей стороне и завершение  его при посредстве третейского  судьи;

- переговоры как наиболее эффективный  способ разрешения конфликта.  Но конфликт может завершиться и в других формах:

- затухание (угасание) конфликта;

- перерастание конфликта в конфликт  другого уровня.

2. Полное разрешение (нормализация) конфликта.  Наступает при осознании сторонами  важности дальнейшего конструктивного  взаимодействия. Полное преодоление  негативных установок. Продуктивное участие в совместной деятельности, полное восстановление предконфликтных отношений, выход на новый уровень конструктивного взаимодействия. На этой стадии развития конфликта осуществляется реабилитация участников конфликта.

3. Попытки субъектов f«S» конфликта разрешить объективную конфликтную ситуацию.

 Неконфликтными способами происходят  преимущественно коммуникационными  способами, определением своей  позиции, ее аргументированием.

3.Сбалансированное противодействие  характеризуется тем, что стороны  продолжают противодействовать  друг другу, но интенсивность  противоборства снижается. Стороны  осознают, что силовыми методами  конфликт не разрешить, но действий, направленных на разрешение конфликта  другими способами, не предпринимают.

   

4.Предконфликтная ситуация - осознание конфликтантами угрозы своим интересам, попытки разрешить конфликт неконфликтными способами успеха не принесли.

     


Информация о работе Этапы конфликта