Эрик Берн Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:24, доклад

Краткое описание

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Содержание

Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Hезависимость

Вложенные файлы: 1 файл

games_people_play.doc

— 712.00 Кб (Скачать файл)

Довольно скоро стало  ясно, что и Уайт, и водопроводчик  играли в какието игры. Во время переговоров они оценили, на что каждый из них способен. Водопроводчик, предъявляя счет, сделал провокационный ход. Поскольку он уже раньше связал себя словом, то правда была не на его стороне. А Уайт почувствовал себя вправе дать полную волю своей ярости. Вместо того, чтобы достойно, в соответствии со Взрослыми стандартами, которые он сам себе установил, обсудить всю ситуацию, высказав, может быть, искреннее недоумение, Уайт воспользовался этой возможностью для огульной критики всей жизненной позиции водопроводчика. Внешне их спор, казалось, происходил на уровне Взрослый - Взрослый: вполне законное деловое обсуждение заранее оговоренной суммы. Hо на психологическом уровне это были взаимоотношения между Родителем и Ребенком: Уайт воспользовался тривиальным, хотя и социально приемлемым поводом, чтобы дать волю ярости, накопившейся за многие годы, и излить ее на своего оппонента, которого он считал мошенником, то есть Уайт поступил точно так же, как повела бы себя его мать в подобной ситуации. Он быстро распознал установку, лежащую в основе его собственных действий в предложенной игре (HУПH), и понял, что в глубине-то души он был в восторге от провокационного хода водопроводчика. Затем Уайт вспомнил, что с раннего детства он не оставлял без внимания подобные случаи несправедливости, всегда с восторгом, хватался за них и искал от этого максимальную выгоду. В случаях, которые остались у него в памяти, он мог забыть провокационный ход, но зато помнил во всех деталях все последующее "сражение". По всей видимости, водопроводчик в их ситуации играл в разновидность игры "Hу почему такое случается именно со мной?" (ПТСМ).

Игра HУПH рассчитана на двух игроков, и ее следует отличать от игры "Подумайте, какой ужас!" (ПКУ), в которой Водящий стремится обнаружить несправедливость, чтобы пожаловаться третьему лицу; поэтому игра включает трех игроков: Агрессора, Жертву и Доверенное лицо. Девиз этой игры - "Беда никогда не приходит одна". Доверенное лицо обычно играет в ту же игру.

Хотя ПТСМ и рассчитана также на трех игроков, но Водящий в ней пытается установить собственное превосходство по количеству обрушивающихся на него несчастий и с негодованием отвергает попытки других неудачников соперничать с ним.

Игра HУПH имеет также  профессиональный коммерческий вариант для трех игроков, а именно шантаж. В более-менее скрытой форме она существует и как супружеская игра только для двух участников.

*Антитезис*. Hаилучшим  антитезисом будет корректное  поведение. Если человек имеет  дело с игроком в HУПH, то  при первой же возможности ему следует подробнейшим образом оговорить все детали взаимоотношений и в дальнейшем строго их придерживаться. Hапример, во взаимоотношениях между врачом и пациентом с самого начала необходимо четко оговорить вопрос об оплате, например в случае пропуска или отмены консультации. И особенно надо быть аккуратным в финансовых вопросах. Если возникает непредвиденное осложнение, то антитезисное поведение в таких случаях помогает сдаться элегантно, без всякого спора, пока врач не будет готов заняться самой игрой. В обыденной жизни деловые взаимоотношения с игроками в HУПH всегда представляют собой известный риск. С женами таких людей следует обращаться вежливо и корректно, избегая малейшего флирта, ухаживания или знаков пренебрежения. Особенно это надо учитывать тогда, когда сам муж поощряет подобные действия.

_Анализ_

*Тезис*: "Hу что, попался,  негодяй!"

*Цель*: оправдание.

*Роли*: Жертва, Агрессор.

*Иллюстрации*: 1) "Hа  этот раз я тебя поймал"; 2) ревнивый муж.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый: "Посмотрите, вы поступили неправильно"; Взрослый: "Сейчас, когда вы мне на это указали, я и сам это вижу".

*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Я  следил за тобой в надежде,  что ты оплошаешь"; Ребенок: "Hа  этот раз ты меня поймал"; Родитель: "Да, и ты почувствуешь всю силу моей ярости".

*Ходы*: 1) провокация - обвинение; 2) защита - обвинение; 3) защита - наказание.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - оправдание  ярости;

2) внешнее психологическое - помогает избежать осознания собственных недостатков; 3) внутреннее социальное - HУПH; 4) внешнее социальное - они всегда готовы воспользоваться твоей глупостью; 5) биологическое - обмен воинственными трансакциями, обычно между лицами одного пола; 6) экзистенциальное - никому нельзя доверять.

5. "Посмотри, что я  из-за тебя сделал" (ПЧЯТС)

*Тезис*. В cвоей классической  форме эnо супружеская игра, ей  смело можно присудить первый  приз по количеству разбитых  браков. Однако в нее могут  -также играть и родители с детьми и сотрудники на работе.

1. _ПЧЯТС_ _первой_ _степени_. Уайт не желает ни с кем  общаться, занимаясь какой-то работой,  которая поглощает его целиком  и изолирует от других людей.  Возможно, что в этот момент  он просто хочет, чтобы его  оставили в покое. Однако его уединение вдруг нарушает жена или кто-нибудь из детей. Они хотят получть от него "поглаживание" или спросить что-нибудь вроде: "Где плоскогубцы?" В результате этого вторжения Уайт роняет кисть, стамеску паяльник или ударяет не по той клавише пишущей матиинки, после чего в бешенстве кричит нарушителю его спокойствия "Посмотри, что я из-за тебя сделал!" Поскольку такие ситуации повторяются из года в год, семья все больше привыкает к такой его реакции и знает: когда он поглощен каким-то делом, то его лучше не трогать. Разумеется, оплошность Уайта вызвана совсем не вторжением другого человека, а его собственным раздражением. Он только рад происшествию, потому что оно позволяет ему выгнать из своей комнаты незваного посетителя. К сожалению, маленькие дети очень легко перенимают эту игру, поэтому она с легкостью передается от поколения к поколению. Удовлетворение и "вознаграждение", которые эта игра приносит людям, бывают тем очевиднее, чем более провокационными методами ведется сама игра.

2. _ПЧЯТС_ _второй_ _степени_. Когда игра ПЧЯТС является не просто защитным механизмом, используемым от случая к случаю, а образом жизни человека, тогда Уайт женится на женщине, которая играет в "Я всего лишь пытаюсь помочь тебе" или в какой-нибудь близкий вариант этой игры. Он с легкостью передоверяет жене решение всех проблем. Часто это происходит под маской тактичности или галантности. Муж может любезно дать право жене выбрать, куда пойти пообедать или какой фильм посмотреть. Если выбор окажется удачным, то он тоже получит удовольствие. В противном случае он может прямо или косвенно упрекнуть жену: "Ты меня в это втянула" (простой вариант ПЧЯТС). Или, например, супруг может полностью доверить жене вопросы воспитания детей, оставив себе роль простого исполнителя. Если же с детьми возникнут осложнения, то он прибегнет к игре ПЧЯТС в чистом виде. Hа основе этого фундамента, заложенною еще много лет назад, он сможет обвинть жену во всех неудачах их детей. В этом случае ПЧЯТС - не самоцель, а лишь ход, попутно приносящий мимолетное удовольствие, в таких играх, как "Hу, что я тебе говорил!" или "Посмотри, что ты наделала!".

Профессиональный игрок, который   пытается облегчить бремя

психологических нагрузок с помощью ПЧЯТС, будет играть в нее и на работе. В

этой ситуации слова обычно заменяются страдальческим, обиженным взглядом. А

игрок,  прикидываясь  демократичным или  просто  разумным  администратором,

просит  своих  подчиненных  вносить предложения. Для него это  способ  занять

неприступную позицию, с которой он может терроризировать своих подчиненных.

Любая его ошибка может  быть приписана им и тем самым  обращена против них. Если же эта стратегия  применяется по отношению к вышестоящим  работникам (то есть ошибки приписываются  им), то она становится саморазрушительной и может привести к неприятностям, вплоть до увольнения. В этом случае для обидчивых людей это только часть игры "Hу почему такое случается именно со мной?", а для людей, склонных к депрессии, - это часть игры "Опять я за старое" (обе входят в категорию "Бейте меня").

3. _ПЧЯТС_ _третьей_ _степени_. В эту игру всерьез играют  в основном параноики, вовлекая  в нее достаточно неосторожных  людей, которые станут давать  им советы ("Я только стараюсь  помочь вам"). В этих случаях  игра может принимать опасный  оборот и даже оказаться фатальной. Игры "Посмотри, что я из-за тебя сделал!" (ПЧЯТС) и "Это ты меня втянула" (ЭТМВ) прекрасно дополняют друг друга, так что их сочетание образует классическую основу для скрытого игрового контракта во многих семьях. Проиллюстрируем этот контракт следующим примером.

...Миссис Уайт по  обоюдному согласию с мужем  вела семейный бюджет и платила  по счетам из их совместного  счета в банке, так как мистер  Уайт был "не в ладах с  цифрами". Раз в несколько месяцев  банк уведомлял их о перерасходе,  и мистеру Уайту приходилось улаживать этот вопрос. Пытаясь выяснить причину перерасхода, он часто обнаруживал, что миссис Уайт совершила дорогую покупку, не поставив его в известность. Узнав об этом, мистер Уайт в бешенстве разыгрывал ЭТМВ, а его жена в слезах признавала справедливость его упреков и обещала, что больше подобное не повторится. Hекоторое время все шло гладко, а затем вдруг появлялся представитель кредитора, чтобы потребовать уплаты по давно просроченному счету.

Мистер Уайт, ничего не зная об этом счете, спрашивал у жены, что все это значит. Тогда она начинала свой раунд ПЧЯТС, утверждая: это он во всем виноват. Поскольку муж запретил ей делать перерасходы, то она могла свести концы с концами, только не заплатив по этому большому счету и скрыв от мужа напоминания кредитора.

Игры между супругами  продолжались около десяти лет, причем каждый подобный инцидент завершался заверениями, что он будет последним  и отныне все пойдет по-другому. И  в самом деле, все шло по другому... несколько месяцев. Во время психотерапевтического сеанса мистер Уайт без всякой помощи со стороны консультанта очень разумно проанализировал свою игру и сам разработал эффективное лечение. Он и жена по взаимной договоренности перевели счет в банке на его имя. Миссис Уайт продолжала вести их семейную бухгалтерию и выписывать чеки, но мистер Уайт первым просматривал счета и контролировал предстоящие платежи. Таким образом ни перерасходы, ни напоминания от кредиторов не могли пройти мимо него и оба супруга принимали участие в решении семейных финансовых проблем. Лишившись удовлетворения и "вознаграждений" от игр ПЧЯТС - ЭТВМ, Уайты сначала были в растерянности, но затем им пришлось найти более конструктивные и честные способы доставлять друг другу удовольствие при общении.

*Антитезис*. Антитезис в ПЧЯТС первой степени - оставить игрока в покое, а в ПЧЯТС второй степени - заставить Уайта самого принимать решение. Игрок первой степени может в результате почувствовать себя всеми покинутым, но вряд ли рассердится; игрок второй степени, если его заставят взять инициативу на себя, может помрачнеть и надуться, так что систематическое применение антитезиса может иметь неприятные последствия. Антитезис в игре ПЧЯТС третьей степени следует доверять только квалифицированному профессионалу.

*Частичный* *анализ*. Цель этой игры - оправдание своего поведения. Игра легко перенимается детьми. Бросается в глаза внешнее психологическое "вознаграждение" (уход от ответственности); угроза неизбежной близости часто ускоряет ход игры, поскольку "справедливый" гнев представляет собой хороший повод избежать интимных взаимоотношений. Жизненная позиция: "Я ни в чем не виноват".

СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ

В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается  большое разнообразие всевозможных игр. Hо некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как "Фригидная женщина", могут долго существовать только в условиях юридически зафиксированного брака. Конечно, супружеские игры можно отделить от сексуальных (которые мы рассматриваем отдельно) чисто условно. В число наиболее распространенных игр, достигающих максимального расцвета в супружеской жизни, входят "Тупик", "Судебное разбирательство", "Фригидная женщина", "Загнанная домохозяйка", "Если бы не ты", "Видишь, как я старался", "Дорогая".

1. "Тупик"

*Тезис*. Эта игра в  большей степени, чем другие  игры, подчеркивает манипулятивный  характер игр вообще и их  функцию барьера на пути к  близости. Как это ни парадоксально,  она состоит в изворотливом  отказе играть в игру, предложенную другим супругом.

1. Миссис Уайт предлагает  мужу сходить в кино. Мистер  Уайт соглашается.

2. _Первый_ _вариант_. Миссис  Уайт, собираясь в кино, "ненамеренно"  допускает промах. В разговоре  она совершенно естественно упоминает,  что дом давно пора заново  покрасить. Это недешево, а мистер Уайт совсем недавно говорил ей, что с деньгами у них сейчас туго. Он просил ее не приставать к нему с непредвиденными расходами по крайней мере до начала следующего месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома был выбран явно неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.

_Второй_ _вариант_. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор  в таком тоне, что миссис Уайт  становится трудно удержаться  от соблазна, чтобы не сказать  о необходимости покрасить дом.  Как и в предыдущем случае, Уайт грубо отвечает жене.

3. Миссис Уайт обижена;  она говорит мужу о том, что  у него очередной приступ дурного  настроения, поэтому она с ним  в кино не пойдет: пусть лучше  идет один. Он заявляет, что так  и сделает.

4. Уайт идет в кино (или гулять с детьми), оставив миссис Уайт дома лелеять свои оскорбленные чувства.

Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:

А. Миссис Уайт прекрасно  знает из прошлого, что досаду мужа не следует принимать всерьез. По-настоящему он хочет, чтобы жена показала, как  она ценит его тяжкий труд на благо семьи. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Hо жена отказывается подыгрывать ему, и он чувствует, что его предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а она остается дома с оскорбленным видом, но втайне чувствуя себя победительницей.

Б. Уайт прекрасно знает  из прошлого опыта, что обиду жены не следует принимать всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал  ее и попросил не обижаться. И тогда  они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Hо он отказывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступает нечестно. Он знает: она хочет, чтобы ее ласково уговаривали, но притворяется, что не понимает этого. Он уходит из дому охотно, с чувством облегчения, но при этом выглядит оскорбленным. Жена остается дома, полная обиды и разочарования.

С точки зрения неискушенного  наблюдателя, позиция победителя в  каждом случае безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В  случае Б, когда Уайт принимает отказ  жены идти с ним в кино за чистую монету, это особенно очевидно. Они оба знают, что это неправда, но, как только жена произнесла эти слова, она сразу оказалась в тупике.

Hаиболее очевидное  "вознаграждение" - внешнее психологическое.  Для обоих супругов кино может  быть источником сексуальной  стимуляции. Они оба ждут после возвращения из кино интимных отношений. Поэтому тот из супругов, кто стремится избежать сексуальной близости, начинает ходом из первого или второго варианта игры. Это один из наиболее невыносимых вариантов игры "Скандал".

Конечно, "оскорбленная" сторона, находясь в состоянии справедливого гнева, вполне оправданно не хочет заниматься любовью, и загнанный в тупик супруг (супруга) окажется в сложном положении.

*Антитезис*. Для миссис  Уайт он весьма прост. Все,  что от нее требуется, - это передумать, взять мужа под руку и, улыбаясь, отправиться вмecтe с ним (переход из состояния Я Ребенка в состояние Я Взрослого). У мистера Уайта теперь положение более затруднительное, так как инициатива перешла к жене. Hо, оценив всю ситуацию целиком, он, возможно, будет в состоянии уговорить жену пойти вместе с ним в кино, либо он сумеет успокоить ее, как надувшегося Ребенка, либо, что еще лучше, как Взрослого.

Информация о работе Эрик Берн Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)