Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 03-113.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Основными принципами построения программы являются:

принцип дифференциации - разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

принцип интеграции и комплексного подхода - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач;

принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Основными задачами программы являются:

1. Развитие восприятия сказки.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация воображения, творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

В основу разработки занятий положена идея Л.Б. Фесюковой, которая предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка» [31].

Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

    1. Название сказки.
    2. Нравственный урок.
    3. Воспитание добрых чувств.
    4. Речевая зарядка.
    5. Развитие мышления и воображения.
    6. Сказка и математика.
    7. Сказка и экология.
    8. Сказка развивает руки.

Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один -  «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.

Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы  вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

Примеры содержания занятий по данной методике на основе содержания сказок приведены в приложении 5. Далее представлен тематический план занятий.

Тематический план занятий в группе

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная  деятельность)

10

1.«Репка». 

 

2.«Колобок».

1 (3-я неделя) 

 

1 (4-ая неделя)

 

1

Итого: 2

Аппликация в технике обрывания бумаги.

Настольный театр для детей

11

1.«Петушок и бобовое  зёрнышко». 

 

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя) 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии. 

 

Выставка книг - данная сказка в разных изданиях.

12

1.«Теремок». 

 

 

 

 

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя) 

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

 

 

 

 

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Современный теремок». 

 

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

01

1.«Кот, петух и лиса

 

1.«Курочка Ряба».

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

 

1 (4-ая неделя)

2

 

 

1

Итого: 3

Кукольный театр для детей

 

Инсценировка сказки.

02

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка») 

 

2. «У страха  глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

 

 

 

 

2

 

Итого: 4

Игра-конструирование «Избушка для зайчика». 

 

Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.


 

Условия реализации рабочей программы «Сказки - добрые друзья»:

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала сказка, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы в группе, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания сказок.

2. В процессе организации работы  со сказками воспитателю необходимо  учитывать возрастные и психологические  особенности восприятия и понимания  детьми литературного произведения  на каждом возрастном этапе. Связаны  эти особенности с расширением  детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к чтению сказок является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из занятий рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает  следующее - постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается - к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является  взаимодействие воспитателя, осуществляющего  работу по данной программе, с  такими специалистами ДОУ, как  музыкальный руководитель, инструктор  по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

 

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 

Для определения эффективности разработанной программы занятий по развитию уровня воображения через восприятие сказки у детей экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. выявить динамику развития восприятия сказки и воображения дошкольников;
  2. определить эффективность разработанной программы;
  3. сравнить результаты, полученные до и после формирующего эксперимента;
  4. сделать выводы на основе проведенной работы.

Эксперимент проводился в экспериментальной группе по методикам констатирующего эксперимента. Для диагностики восприятия сказки  дошкольниками на контрольном этапе нами были выбраны сказки «Репка», «Маша и медведь» Данные результатов диагностики восприятия сказки дошкольниками на контрольном этапе работы представлены ниже:

Знание основных героев сказок:

Низкий уровень - 10%;

Средний уровень - 40%;

Высокий уровень - 50%

Знание основного содержания сказок:

Низкий уровень -0%;

Средний уровень -70 %;

Высокий уровень - 30 %;

Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:

Низкий уровень - 0%;

Средний уровень - 70%;

Высокий уровень - 30%.

Данные диагностического исследования в конце экспериментальной работы показали, что большинство детей уже могли достаточно выразительно изобразить сказочного героя по описанию и обыграть его в игровой ситуации.

Сравнительные данные диагностического исследования в начале и в конце педагогического эксперимента отображены на рисунках 3,4,5.

          

Рис.3 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основных героев сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %

 

Рис.4 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основного содержания сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %

 

 Рис.5 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Восприятие сказочных героев» на констатирующем и контрольном этапах, %

 

В ходе педагогического эксперимента было организованно систематическое педагогическое наблюдение за поведением детей в процессе восприятия сказок.

Анализ данных диагностики и педагогического наблюдения в процессе педагогической работы со сказкой показали, что дети научились осознанно воспринимать сказку. Дети  эмоционально отзываются на сказку, с удовольствием слушают, проявляют интерес к сказкам, проявляют желание рассказать эту сказку не только своим сверстникам, но и маме, бабушке. Творческие проявления детей после прослушивания сказок выявились в рисунках детей, поделках из пластилина (вылепленные в качестве подарка фигурки героев сказок)

Дети с помощью музыкального руководителя, воспитателя научились составлять сказки, логически связно создавать новый образ в определенной ситуации, с действиями, соответствующими полученным знаниям, опыту.

Планомерное, систематическое использование сказок положительно повлияло на развитие речи и творческие способности детей. У детей сформировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, подражать прослушанному пересказу; расширился запас речевых категорий (лексических, грамматических).

Анализ данных педагогических наблюдений и диагностических исследований свидетельствуют о том, что все сказки, которые были предложены детям, понравились. Они с удовольствием их слушали и принимали активное участие в драматизациях сказок.

Данные сравнительной диагностики свидетельствуют, что образное содержание сказок доступно и понятно детям.

В таблице 4 представлены результаты исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур».

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Результаты исследования уровня воображения по методике

«Дорисовка фигур» в  экспериментальной группе на контрольном этапе работы

Группа

Общее количество детей

Типы решения задач

(коэффициент оригинальности), чел.

Уровень развития творческих способностей, чел.

Высокий

Средний

Низкий

0 тип

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

5 тип

Экспериментальная группа

10

0%

10%

10%

50%

20%

10%

30%

60%

10%


 

Данные исследования по первой методике «Дорисовка фигур» представлены следующим образом: низкий уровень развития воображения - 10%, средний - 60%, высокий 30%.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста