Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих студентов……………............................................................................................16
Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23
§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проблема работающих студентов..doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

ак и все  молодые люди, работающие студенты энергичны, активны, обладают большим  количеством идей, направленных на решения целого ряда проблем. При  этом существует вероятность переоценки своих возможностей. Как составляющий элемент коллектива, студенты-работники нуждаются в большем внимании и постоянной оценки их деятельности, что нередко оказывается причиной недовольства других работников и возникновением напряженности в отношениях. При всем этом, студенты менее требовательны к содержанию самой деятельности – готовы выполнять любую, даже физически тяжелую работу. При необходимости выполнения разовых работ, студенты мотивированы гораздо больше, чем их старшие коллеги.

Если обратить внимание на организационные моменты, то студенты охотно соглашаются работать в режиме ненормированного рабочего дня, при этом начальство устанавливает более низкую оплату труда, в виду их промежуточного статуса или не квалифицированности. К существенным недостаткам можно также отнести заметное снижение работоспособности во время сдачи экзаменов по вполне очевидным причинам.

Студенты последнего курса  обучения гораздо охотнее всегда принимаются на работу, так как  они являются без нескольких месяцев  готовыми специалистами, которые по истечению этого срока вольются в коллектив полноценными работниками без затраты дополнительного времени на введение в курс дела. Кроме того, само руководство должно быть нацелено на воспитание, обучение профессии и особенностям работы в данной фирме с практическим применением теоретических знаний, получаемых в ВУЗе, а это всегда легче, чем переучивать готового специалиста [21, c.68].

Наряду с этим, остается определенный риск, что в результате затраченных усилий на обучение, на введение в дело и подготовке к профессиональному росту, студенты, в меру своей непредсказуемости и повышенной мобильности, не отказываются от поиска нового места работы, а потому они вполне могут перейти к конкурентам и применить там приобретенный опыт.

 Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:

·  более склонны к различного рода новшествам и переменам - к новым задачам и видам деятельности, к изменению технологии, методов и организации работы;

·  обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру;

·  более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;

·  менее требовательны к содержанию деятельности - готовы выполнять непрестижную, физически тяжелую работу; гораздо больше, чем нестуденты, ориентированы на выполнение разовых работ;

·  готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление;

·  согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня;

·  обладают заметно более высоким уровнем культуры (особенно в сравнении с заметно снизившимся в последние годы фоновым уровнем);

·  не только проявляют тягу к новым знаниям, но и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными;

·  видят связь между получением знаний и результатом работы, а поэтому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;

·  обеспечены жильем (дома или в общежитии) и какими-то деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных случаях как-то перебиться, а фирме не заботится о жилье;

·  соглашаются на более низкую оплату, которую им можно установить под предлогом их промежуточного статуса (“...Ты же пока еще учишься!”);   
 Кроме того подчеркивалось, что:

·  студент - “чистый лист” и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать уже готового специалиста;

·  работающие студенты являются очень хорошими трансляторами рекламы, услуг и вакансий;

·  если студента взять на работу на выпускном курсе, через несколько месяцев фирма получит готового специалиста без особых затрат на его обучение;

·  развитие студенческой занятости - путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника [17, c.56].   
     А вот те качества работающего студента, которые, с точки зрения работодателей, являются их недостатками по сравнению с работниками-нестудентами. Они:

·  часто значительно переоценивают свои знания, умения и возможности;

·  становясь постоянными работниками, нередко предъявляют более высокие претензии по части зарплаты, чем другие работники;

·  нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностями найти работу по специальности);

·  проявляют легкомысленное отношение к работе, перенося на нее допустимое в вузе отношение к учебе;

·  обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций, что также объясняется попыткой перенести на работу те нормы отношений, которые органичны для вуза;

·  проявляют слабые менеджментные навыки (что является явным следствием их зависимого студенческого статуса);

·  требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность отношений в коллективе;

·  ослабляют работу в периоды сессий;

·  менее предсказуемы в своем развитии и поведении; в частности, у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, введение в дело и профессиональный рост, могут оказаться потраченными зря; более того, в поисках нового места работы (а к этому студентов толкает множество факторов, в том числе отмеченная выше переоценка себя) они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;

·  в момент окончания вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин - проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда [9, c.54].

Большинство студентов  сами ищут места работы - по объявлениям, через знакомых, методом “сплошного обхода”. Но и работодатели во все возрастающей степени проявляют активность для нахождения и найма на работу студентов: фирмы распространяют в вузах объявления о потребности в работниках, организуют презентаций; напрямую сотрудничают с деканатами. В последние 1-2 года начинает использоваться такая форма студенческой занятости, как стажировки.

Итак, если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с неработавшим выпускником вуза, так и с работником, не получившим полноценного высшего образования. От первого его отличает, во-первых, большая активность, а во-вторых, потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом; а от второго - стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе [12, c.29].  

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Научный  взгляд на проблему исследования работающих студентов

Процесс социализации является предметом исследования в  различных научных дисциплинах. В частности, изучением процесса социализации занимаются психология, социальная психология и социология. В рамках каждой научной дисциплины внимание уделяется различным аспектам социализации, и акцент внимания связан со спецификой конкретной науки. Кратко фокус внимания каждой дисциплины относительно изучения процесса социализации можно охарактеризовать следующим образом:

       1. В психологии предметом рассмотрения являются преимущественно механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла. Психология акцентирует внимание на том, что в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание.

       2. В социальной психологии изучаются социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений. Таким образом, акцент внимания переносится с особенностей функционирования психологических структур индивида на особенности социальной среды, воздействующие на процесс его социализации. Тем не менее, социализация также рассматривается как психологический процесс, поскольку интерес сосредоточен именно на преломлении, отражении социальной среды в психике индивида. Если в общей психологии речь идет преимущественно о внутренних психологических структурах индивида как таковых, то в социальной психологии - о социальном содержании этих структур [15, c.78].

        Для обеих указанных дисциплин характерно, что при изучении процесса социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе, на другом - учёные, которые видят в личности лишь пассивный продукт социальных влияний. Социально-психологические концепции чаще придерживаются второй позиции (с той или иной степенью радикализма).

      3. Для социологии интерес представляет, прежде всего, соотношение процессов и институтов социализации в социальной системе. Социология обращает особое внимание на то, что в процессе социализации происходит усвоение принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Т.е. здесь внимание, как правило, акцентируется не на индивидуальных особенностях, а на самих социальных структурах, нормах, формах поведения и т.п., а также на механизмах их распространения. Отдельный индивид также может являться объектом рассмотрения, но в социологии он будет выступать в абстрактной форме, как носитель определенных социальных качеств.

       Несмотря на отмеченные различия между психологией, социологией и социальной психологией, во всех дисциплинах социализация понимается преимущественно как процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Признается, что социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [11, c.30].

Помимо междисциплинарных  различий, существуют различия в исследовании социализации, связанные с принадлежностью исследователей к тому или иному направлению, к определенной научной школе. Ниже представлены основные моменты, позволяющие охарактеризовать особенности изучения процесса социализации (в т.ч. и профессиональной социализации) в рамках ведущих социологических и социально-психологических направлений. Концепции, носящие общепсихологический характер, здесь не рассматриваются, т.к. тематика данного исследования предполагает изучение процесса профессиональной социализации с точки зрения его специфики как процесса социально обусловленного, т.е. требующего изучения с точки зрения концепций, принципиально учитывающих факт, что личность является продуктом социальной среды. Проблема глубинного исследования индивидуально-психологических структур и механизмов социализации в рамках данного исследования не ставилась.

В рамках социологических  теорий, условно относимых к парадигме  социального действия, на наш взгляд, имеет смысл коснуться проблемы социализации в классической теории Макса Вебера, а также рассмотреть процесс социализации исходя из результатов пересмотра теории Вебера Юргеном Хабермасом. Исключение представляет собой концепция Л.С. Выготского, которая изначально предполагает ключевую роль социальной среды в формировании личности [6, c.37].

      В советское время значительную роль в формировании культуры труда играла идеология. В иерархии Гражданин, Семьянин, Работник и Личность первое место занимала роль Работника, поскольку можно сказать, что труд был стержнем всей системы ценностей. В обществе существовал идеальный образ Работника. Однако существование такого образа отнюдь не тождественно интериоризации ценностей, связанных с образом Советского Работника, и таким образом стремления соответствовать ему.

       С развалом СССР исчезла господствующая идеология. На ее месте возник вакуум, т.к. нельзя считать заменой идею бесконечного обогащения любой ценой. Без прежней идеологической базы культура труда трансформировалась, но не исчезла. Заменой этой базы стали представления о западных и о дореволюционных российских образцах. Однако, до сих пор одной из доминант остались аспекты советской культуры труда. Возможно, это является причиной того, что клиентоориентированность, которая является нормой для западного общества, так сложно приживается в России: в СССР удовлетворенность клиента не фигурировала среди критериев оценки качества работы [4, c.41].

       Таким образом, не сложилось привычки воспринимать клиента, потребителя как ориентир в своей трудовой деятельности. Несмотря на весь консерватизм, культура труда не остается неизменной: с каждым новым поколением привносится что-то новое. Но и каждое новое поколение усваивает уже сложившуюся культуру труда, социализируется.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов