Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих студентов……………............................................................................................16
Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23
§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проблема работающих студентов..doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование  социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9

§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9

§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих   студентов……………............................................................................................16

Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23

§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23

§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25

Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26

§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26

§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32

Заключение……………………………………………………………………     37

Список литературы……………………………………………………………    40

Приложение 1..………………………………………………………………….  42

Приложение 2..…………………………………………………………………  44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний  день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.

Процесс подготовки кадров и включения их в сферу  профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Чтобы стать  субъектом профессиональной деятельности, индивид должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной профессиональной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в профессиональную среду. В противном случае его субъективность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты профессиональной средой. Социализация, таким образом, является необходимым условием включения индивида в профессиональную деятельность.

Профессиональная  социализация может рассматриваться  с точки зрения социологии, как  процесс интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с точки зрения социальной психологии, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью. Чтобы правильно распределить силы и на работу и на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных.

 Начнем с  того, что работающие студенты  не только проявляют тягу к  новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него подработку, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.

 Привлеченные  на подработку студенты предрасположены  к решению новых задач, усовершенствованию  методов и организации работы, увеличению эффективности технологий. Помимо этого они могут объективно  оценить связь между получением  знаний и результатом работы, а, следовательно, обладают хорошей мотивацией к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков.

 Как и  все молодые люди, работающие  по свободному графику студенты  энергичны, активны, обладают  большим количеством идей, направленных на решения целого ряда проблем. При этом существует вероятность переоценки своих возможностей. Как составляющий элемент коллектива, студенты-работники нуждаются в большем внимании и постоянной оценки их деятельности, что нередко оказывается причиной недовольства других работников и возникновением напряженности в отношениях. При всем этом, студенты менее требовательны к содержанию самой деятельности – готовы выполнять любую, даже физически тяжелую работу. При необходимости выполнения разовых работ, студенты мотивированы гораздо больше, чем их старшие коллеги.

 Если обратить  внимание на организационные  моменты, то студенты охотно  соглашаются на подработку в  режиме ненормированного рабочего  дня, при этом начальство устанавливает  более низкую оплату труда, в виду их промежуточного статуса или неквалифицированности. К существенным недостаткам можно также отнести заметное снижение работоспособности во время сдачи экзаменов по вполне очевидным причинам.

 Студенты  последнего курса обучения всегда гораздо охотнее принимаются на работу, так как они являются без нескольких месяцев готовыми специалистами, которые по истечению этого срока вольются в коллектив полноценными работниками без затраты дополнительного времени на введение в курс дела. Кроме того, само руководство должно быть нацелено на воспитание, обучение профессии и особенностям работы в данной фирме с практическим применением теоретических знаний, получаемых в ВУЗе, а это всегда легче, чем переучивать готового специалиста.

 Наряду с  этим, остается определенный риск, что в результате затраченных усилий на обучение, на введение в дело и подготовке к профессиональному росту, студенты, в меру своей непредсказуемости и повышенной мобильности, не отказываются от поиска нового места работы, а потому они вполне могут перейти к конкурентам и применить там приобретенный опыт.

В настоящее  время система высшего образования, по мнению большого количества преподавателей вузов, столкнулась со множеством проблем, в числе которых следующие:

• Падение качества образования;

• Низкая мотивация  студентов относительно учебной  деятельности;

• Ослабление воспитательной функции образования;

• Несоответствие системы образования потребностям экономики;

• Дегуманизация  образования, т.е. падение роли общечеловеческих ценностей, сведение образования к формированию отдельных профессиональных навыков;

• Наличие противоречий между установками преподавателей и студентов: в частности, относительно набора необходимых студентам знаний и навыков;

Таким образом, можно сделать вывод, что из студентов, занятых как на регулярной, так и на временной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется изучению особенностей воздействия института высшего образования на социально - психологические особенности профессиональной социализации студентов.

Объект исследования: работающие студенты.

Предмет исследования: социально-психологические проблемы работающих студентов.

Цель  исследования: выявить социально-психологические проблемы работающих студентов.

 Задачи исследования:

1. Охарактеризовать группу  работающих студентов.

2.Проанализировать исследования, посвящённые работающим студентам.

3. Обосновать методы и  выборку исследования.

4. Разработать анкету.

5. Провести опрос работающих студентов.

6. Проанализировать социально-психологические проблемы работающих студентов.

      Гипотеза исследования: социально-психологические проблемы работающих студентов такие как ухудшение отношений с преподавателями ; повышенная утомляемость студента. Так же предполагается, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).

Таким образом, возникает ряд социальных проблем, которые являются общими для системы  высшего образования и социологии. Истоки данных проблем, как нам представляется, лежат в области, относящейся одновременно к обеим указанным сферам, а именно — в области профессиональной социализации студентов.

Исследуя процесс  профессиональной социализации студентов, механизмы, закономерности, типы, результаты протекания данного процесса, мы считаем необходимым способствовать решению проблем, являющихся общими для сфер социальной психологии и высшего профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория установок (Д.Н. Узнадзе), диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов), культурно-историческая психология (Л.С. Выготский).

Методы исследования:

1) Изучение литературы;

2) Анкетирование;

Выборка исследования: 50 человек в возрасте от 18 до 23 лет, экономического факультет КемГУ

Практическая  значимость: исследования состоит в том, чтобы определить социально-психологические проблемы работающих студентов  такие как ухудшение отношений с преподавателями ; нехватка времени на общение; утомляемость студента, так как студент работает и учиться. Так же, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы работающих студентов  в социологии

       § 1. Характеристика группы работающих  студентов

Феномен работающего  студента становится в современной России очень распространенным. В наше динамичное время работающие студенты (и студентки) - это уже не редкость и исключение из правил, а вполне обычное явление. Причем речь идет не только об учащихся заочного и вечернего отделения, но и о «дневниках». По статистике, работающих студентов вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов) больше 50 % [5, c.42].

Опыт работы по специальности, конечно  же, впоследствии даст молодому специалисту  большое преимущество перед другими выпускниками, немаловажную роль играет и материальный фактор (на стипендию, как известно, нынче не проживешь). Однако такое положение дел создает определенные трудности как для самого студента, так и для его работодателя. Например, это касается графика рабочего дня и учебного отпуска.

После сдачи внушительного  количества экзаменов и зачетов, штудирования сложно обозримого количества томов учебной литературы многим студентам кажется, что в течение  пятилетнего обучения был разобран и вновь собран воедино целый мир. Вследствие этого нередко рождается убеждение в том, что после окончания ВУЗа найти престижную и интересную работу не так сложно. А диплом о получении высшего образования или сам факт текущего обучения - это уже залог готовности работодателя предоставить квалифицированную работу. Как правило, в таких случаях нет сомнений в том, что труд работника, только что получившего знания, представляющие собой квинтэссенцию всего нового, более совершенного, должен хорошо оплачиваться. К сожалению, реальность выглядит подобным образом только в том случае, если смотреть на нее глазами жизнерадостного, амбициозного и со всех сторон замечательного студента.

Чтобы правильно  распределить силы и на работу и  на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных [8, c.150].

 Во-первых, работающие студенты не только проявляют тягу к новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него работу, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.

Привлеченные  на работу студенты предрасположены  к решению новых задач, усовершенствованию методов и организации работы, увеличению эффективности технологий. Помимо этого они могут объективно оценить связь между получением знаний и результатом работы, а, следовательно, обладают хорошей мотивацией к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков.

Во-вторых, к

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов