Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования;
изучить особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье;
выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5
1.1. Понятие самооценки 5
1.2. Особенности самооценки у младших школьников 12
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей 17
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений 22
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений 24
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений 26
1.5. Стили и типы семейного воспитания 30
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Описание и анализ результатов исследования 42
Заключение 52
Выводы 54
Список используемой литературы 55
Приложение 58

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 

Введение            2

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка                   5

1.1. Понятие самооценки         5

1.2. Особенности  самооценки у младших школьников    12

1.3. Семья как  фактор формирования адекватной самооценки у детей  17

1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20

1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений  22

1.4.2. Бихевиористская модель  детско-родительских отношений   24

1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений   26

1.5. Стили и типы семейного воспитания       30

 

Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки                         37

2.1. Организация и методы исследования       37

2.2. Описание и анализ результатов исследования     42

 

Заключение           52

 

Выводы                   54

 

Список используемой литературы       55

 

Приложение           58

 

Введение 

Актуальность  исследования. Традиционно в отечественной психологии проблема самооценки рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Так, по данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Отсюда понятно, что специалисты работающие с детьми должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.

Формирование  самооценки зависит от многих факторов, особенно большое значение приобретает  социальная среда. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и  детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.

Самооценка - очень сложно личностное образование, которое подвержено влиянию многих факторов. В связи с этим встает проблема, какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование самооценки, что больше всего влияет на стабильность в оценки себя, своих возможностей и способностей у детей. При этом акцент делается на анализе факторов семейного воспитания, поскольку в младшем школьном возрасте семья является определяющим фактором формирования личности. Вопрос семейного воспитания рассматривается педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко и др.). Традиционно считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми другими результатов деятельности и поведения ребенка. ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. В связи с этим, в данном исследовании решаются весьма актуальные как общие, так и специфические задачи. К общим задачам мы относим выявление ряда закономерностей в развитии самооценки ребенка младшего школьного возраста, к специфическим — определение некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самооценку ребенка.

Таким образом, целью данной работы является выявление влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки. 

Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки ребенка. 

Гипотеза  исследования: предполагается, что стили семейного воспитания оказывают существенное влияние на формирование самооценки, а именно гармоничные стили семейного воспитания формируют положительную самооценку, а дисгармоничные – заниженную самооценку.

Задачи:

  1. проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой  проблемы исследования;
  2. изучить особенности самооценки  младших школьников и стили воспитания их в семье;
  3. выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки;

Методы  исследования:

  1. анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования;
  2. психологическое тестирование; 
  3. методы математической статистики.

 

 

Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось на базе МОУ Васильевская средняя общеобразовательная школа. Испытуемые: учащиеся  младшего школьного возраста и их родители. Объем выборки – 100 человек.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений, для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей младшего школьного возраста.

Структура выпускной дипломной  работы

Выпускная дипломная  работа состоит из введения,  двух  глав: теоретической («Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка») и экспериментальной («Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки»), заключения, списка литературы состоящего из  42 наименования, приложений, содержит таблицы, гистограммы. Объем работы 71 страница печатного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка

                                    1.1. Понятие самооценки

 

самооценка традиционно считается структурным компонентом самосознания. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это — как и сознание вообще — не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [29].

Как отмечает С.Л. Рубинштейн [25], самосознание — не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Итак, самооценка  относится к тому, какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия. Самооценка отражает чувства личной ценности и компетентности, которые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, которыми самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих [36].

А. Адлер разработал свою теорию личности, опираясь преимущественно  на понятия мотивирующей силы первичной  неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс  в негативном аспекте; он утверждал, что каждый человек развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия [36].

К. Хорни тоже писала о предпосылках самооценки.  Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны  развивать группу ненасыщаемых потребностей (которую она рассматривала как невротическую). Было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой самооценки. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исследовании базовых компонентов самооценки С. Куперсмит обнаружил, что высокая самооценка является результатом родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования самооценки  фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве [36].

В.Сатир ставила  самооценку на первое место среди  факторов, определяющих успехи и неудачи  в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она  понимала "…способность (или, наоборот, неспособность - авт.) человека честно с любовью и по достоинству оценить себя… [26;165].

«Человек, чья  самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек  чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше  оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект». [26;18].

Итак, самооценка — многомерное понятие, так как  она существует в виде степеней сравнения. Она является жизненно важным компонентом  Я-концепции человека. Например, индивидуум может иметь высокую самооценку в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка также связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с «идентичностью успеха»; недостаток любви и принятия связан с «идентичностью неудачи» [1].

В связи с  этим, становится очевидно, что очень  важно формировать у ребенка  адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать  свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Самооценка играет важную роль и в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы  и других людей. Оно позволяет  человеку не только отражать внешний  мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Как показал  анализ существующей литературы по проблеме исследования, самооценка является наиболее изученной составляющей Я-концепции  как в зарубежной, так и в  отечественной психологии. Этому  свидетельство работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, У.Джеймса, А.В. Захаровой, К.Чули, Р. Куперсмита, М.И. Лисиной, М. Розенцвейга, А.И. Сильвестру и других.

Однако, наибольшее внимание проблеме формирования самооценки в современных исследованиях  уделил Р.Бернс [1]. Он рассматривал становления и развитие Я-концепции на протяжении всего развития человека. Он рассматривает самооценку как компонент Я-концепции и рассмотрение его позиции представляется нам очень важным для понимания проблемы дальнейшего экспериментального исследования.

Итак, Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определении установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение,  которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное  отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая  реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Рассматривая  структуру Я-концепции, Р.Бернс [1] эти три элемента установки конкретизирует  следующим образом:

1. Образ Я  — представление индивида о  самом себе.

2. Самооценка  — аффективная оценка этого  представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная   поведенческая   реакция,   то  есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны  образом Я и самооценкой.

По Р. Бернсу, самооценка – это одна из составных частей Я-концепции [1]. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношениями множество других личностных проявлений.

Р.Бернс полагает, что представления индивида о  самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. «Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными» [1;212].

Анализируя  проблему самооценки, мы приходим к  выводу, что качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Человек усваивает  оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств [1].

Информация о работе Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки