Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тревоги и тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги и тревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления
.1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе
.2 Тревожность и особенности переживания тревоги
.3 Особенности проявления тревожности у студентов
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов
.1 Организация исследования
.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

тревожность у студентов.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность831%1869%00%Реактивная тревожность28%727%1765%

По данным, приведённым  в таблице видно, что у студентов 4 курса так же, как и у студентов 2 курса, в личностной тревожности  отсутствует низкий уровень. Средний  же уровень заметно преобладает  над высоким. В показателях реактивной тревожности, у студентов 4 курса, так же преобладает низкий уровень тревожности. С высоким уровнем оказалось всего лишь 2 студента из 26.

Если сравнить обе таблицы, можно заметить разницу. У студентов 2 курса показатели личностной и  реактивной тревожности выше, чем  у студентов 4 курса. Показатели низкого  уровня у обоих курсов практически  одинаков.

В таблице 3 мы приведём данные, полученные с помощью «Личностной  шкалы проявления тревоги» Д. Тейлора. Полные данные в Приложении 5.

 

Таблица 3

студентыОчень высокий уровеньВысокий уровеньСредний с тенденцией к высокомуСредний с тенденцией к низкомуНизкий уровеньКол- во%Кол- во%Кол- во%Кол- во%Кол- во%2 курс14%623%1038%831%14%4 курс00%415%1558%727%00%

По данной таблице можно  сказать, что данные по 4 курсу получились довольно усреднённые, т.е. нет очень  высоких и низких значений. Основные показатели - средний уровень с  тенденцией к высокому. У 2 курса данные довольно размытые, но при этом, так же преобладает средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.

По обеим методикам  данные 2 и 4 курса довольно похожие, но тем не менее имеют определённые различия, которые были указаны после таблиц.

При оценке различий уровня тревожности между 2 и 4 курсом с помощью  критерия U - Манна Уитни, получились следующие результаты.

При сравнении уровня личностной тревожности двух курсов получились значения:

Uэмп.=325,5

Uкр.= 247 (0,05)

(0,01)

Вывод: Н1 (p?0,01). Уровень личностной тревожности студентов 2 и 4 курса одинаков.

При сравнении уровня реактивной тревожности двух курсов получились значения:

Uэмп.=277,5

Uкр.= 247 (0,05)

(0,01)

Вывод: Н1 ( p?0,01). Уровень личностной тревожности студентов 2 и 4 курса одинаков.

При сравнении общего уровня тревожности двух курсов получились значения:

Uэмп.=334,5

Uкр.= 247 (0,05)

(0,01)

Вывод: Н1 ( p?0,01). Уровень личностной тревожности студентов 2 и 4 курса одинаков.

Таким образом, мы обработали все данные с помощью критерия U-Манна-Уитни. Полученные данные опровергают  поставленную в данном исследовании гипотезу. Судя по полученным данным, уровень  тревожности студентов 2 и 4 курса  одинаков. Но необходимо учесть, что  в данной работе мы не рассматривали  отдельные компоненты тревожности, а лишь брали тревожность как  целостную черты личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тревожность - постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Ч. Д. Спилбергер, исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.

Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко  возникает в других ситуациях. Это  могут быть экзамены, разговор с  начальством, общение с незнакомыми  или неприятными людьми, от которых  можно ожидать чего угодно.

Личностная тревожность  становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении  к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.

Проявления тревожности  в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести  себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность  лишь время от времени, в зависимости  от складывающихся обстоятельств.

Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный  уровень тревожности - это так  называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых  очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и  даже жизнедеятельности.

Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно  испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к  тому, что они крайне редко проявляют  инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.

Когда же этот уровень превышает  оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень  может свидетельствовать о недостаточной  эмоциональной приспособленности  к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем  проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели понятие тревожности, виды и то, как влияет высокий  уровень тревожности на личность и в частности на студента. Так  же, мы провели исследование уровня тревожности студентов 2 и 4 курсов, сравнили полученные результаты с помощью  таблиц и математической статистики. Получив результаты качественной и  количественной обработки, можно утверждать, что гипотеза не подтвердилась. А  значит, что различий уровня тревожности 2 и 4 курсов - нет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Айзенк, Х., Психологические  теории тревожности [Текст]: учебник  для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001.-247с.

2.Большая энциклопедия  психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.-416с.

.Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с.

.Ермолаев, О. Ю, Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник/О. Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2002. - 336 с.

.Колпакова М., Корни тревоги [Текст], М. Колпакова// Московский психотер. журнал. -2003. -№3. -С. 74-85

.Мухина, В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учеб. для  студ. Вузов/ В. С. Мухина, М.: Академия, 2002. - 456 с.

.Прихожан, А. М. [Текст]: Причины,  профилактика и преодоление тревожности.  Анна Прихожан // Психологическая  наука и образование. - 1998. -№2. - с. 21-29.

.Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

.Хорни, К, [Текст]: Собрание сочинений в 3 т., том 3: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности/ Пер. с англ., М.: Смысл, 1997. - 696 с.

10.www/n-stress.ru [электронный ресурс].

11.www. syntone.ru [электронный ресурс].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Спилбергер-Ханин

Фамилия_________________________ Дата___________

Инструкция:

Прочитайте внимательно  каждое из приведённых ниже предложений  и зачеркните соответствующую цифру  справа в зависимости от того, как  вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

A - нет, это не так

B - пожалуй, так

C - верно

D - совершенно верно

 

ABCD1. Я спокоен12342. Мне ничего  не угрожает12343. Я нахожусь в  напряжении12344. Я испытываю сожаление12345. Я чувствую себя свободно12346. Я  расстроен12347. Меня волнуют возможные неудачи12348. Я чувствую себя отдохнувшим12349. Я не доволен собой123410. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411. Я уверен в себе123412. Я нервничаю123413. Я не нахожу себе места123414. Я взвинчен123415. Я не чувствую скованности, напряжённости123416. Я доволен123417. Я озабочен123418. Я слишком возбуждён и мне не по себе123419. Мне радостно123420. Мне приятно123421. Я испытываю удовольствие123422. Я очень быстро устаю123423. Я легко могу заплакать123424. Я хотел бы быть таким же счастливим, как и другие123425. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения123426. Обычно, я чувствую себя бодрым123427. Я спокоен, хладнокровен и собран123428. Ожидаемые меня трудности, обычно, очень тревожат меня123429. Я слишком переживаю из-за пустяков123430. Я вполне счастлив123431. Я принимаю всё слишком близко к сердцу123432. Мне не хватает уверенности в себе123433. Обычно, я чувствую себя в безопасности123434. Я стараюсь избегать критических ситуаций123435. У меня бывает хандра123436. Я доволен123437. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть123439. Я уравновешенный человек123440. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Личностная шкала проявления тревоги

Инструкция: Ответьте на вопросы  «да» или «нет».

.Обычно я спокоен и  вывести мня из себя нелегко

.Мои нервы расстроены  не более, чем у других

.У меня редко бывают  запоры

.У меня редко бывают  головные боли

.Я редко устаю

.Я почти всегда чувствую  себя вполне счастливым

.Я уверен в себе

.Практически я никогда  не краснею

.По сравнению со своими  друзьями, я считаю себя вполне  смелым человеком

.Я краснею не чаще, чем  другие

.У меня редко бывает  сердцебиение

.Обычно мои руки достаточно  тёплые

.Я застенчив не более, чем другие

.Мне не хватает уверенности  в себе

.Порой мне кажется,  что я ни на что не годен

.У меня бывают периоды  такого беспокойства, что я не  могу усидеть на месте

.Мой желудок сильно  беспокоит меня

.У меня не хватает  духа вынести все предстоящие  трудности

.Я хотел бы быть таким  же счастливым, как и другие

.Мне кажется порой,  что передо мной нагромождены  такие трудности, которые мне  не преодолеть

.Мне нередко снятся  кошмарные сны

.Я замечаю, что мои  руки начинают дрожать, когда  я пытаюсь что-либо сделать

.У меня чрезвычайно  беспокойный и прерывистый сон

.Меня весьма тревожат  возможные неудачи

.Мне приходилось испытывать  страх в тех случаях, когда  я точно знал, что мне ничего  не угрожает

.Мне трудно сосредоточиться  на работе или на каком-либо  задании

.Я работаю с большим  напряжением

.Я легко прихожу в  замешательство

.Почти всё время я  испытываю тревогу из-за кого-либо  ли из-за чего-либо

.Я склонен принимать  всё слишком всерьёз

.Я часто плачу

.Меня нередко мучают  приступы рвоты и тошноты

.Раз в месяц или чаще  у меня бывают расстройства  желудка

.Я часто боюсь, что  вот-вот покраснею

.Мне очень трудно сосредоточиться  на чём-либо

.Моё материальное положение  весьма беспокоит меня

.Нередко я думаю о  таких вещах, о которых ни  с кем не хотелось бы говорить

.У меня бывали периоды,  когда тревога лишала меня  сна

.Временами, когда я  нахожусь в замешательстве, у  меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня

.Даже в холодные дни  я легко потею

.Временами я становлюсь  таким возбуждённым, что мне трудно  заснуть

.Я - человек легковозбудимый

.Временами я чувствую  себя совершенно бесполезным

.Порой мне кажется,  что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя

.Я ловлю себя на том,  что меня что-то тревожит

.Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей

.Я почти всегда испытываю  чувство голода

.Иногда я расстраиваюсь  из-за пустяков

.Жизнь для меня связана  с необычным напряжением

.Ожидание всегда нервирует  меня

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

2 курсличностнаяреактивная134232351534230435215493463518750388362294826106552115446124735135946145442153525163524173522183613195155203618217251224230233526243725254530265136

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

4 курсличностнаяреактивная139322481834519446315501965226734218412395043104225114124123953134531144118155335163523174847184221194123206443213519223717233718245230253520264536

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Общий уровень тревожности, 2 курс1119175208159224223173321122429173011341117113229

Общий уровень тревожности, 4 курс251812233617825262121102383014231720321617924725


Информация о работе Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов