Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тревоги и тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги и тревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления
.1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе
.2 Тревожность и особенности переживания тревоги
.3 Особенности проявления тревожности у студентов
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов
.1 Организация исследования
.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

тревожность у студентов.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

Во-первых, тревожность, как  и страх, является эмоциональной  реакцией на опасность. В отличие  от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и  неопределенностью. Даже если имеется  конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность  неопределенной или же она воплощена  в чем-то конкретном, например, в  страхе высоты.

Во-вторых, тревога, как отмечал  К. Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности.

В-третьих, как справедливо  подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность  страху, характеризуется чувством беспомощности  перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена  внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности  или готовности индивида бороться с  опасностью[3].

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых  соматических заболеваниях, а также  у здоровых людей, переживающих последствия  психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением.

Тревога может соответствовать  и не соответствовать степени  опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность  возникает от преувеличения опасности  и недооценки себя и своих сил, в собственной неуверенности.

По Ю. Л. Ханину, состояния  тревоги или ситуативная тревожность  возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические  стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему „Я в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность».

Проявления тревожности  в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести  себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность  лишь время от времени, в зависимости  от складывающихся обстоятельств.

Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный  уровень тревожности - это так  называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых  очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и  даже жизнедеятельности. Под формой тревожности понимается особое сочетание  характера переживания, осознания, вербального и невербального  выражения в характеристиках  поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется  в стихийно складывающихся способах её преодоления и компенсации, а  также в отношении ребенка, подростка  к этому переживанию.

Вот что ощущает человек  во время тревожности физиологически:

)усиление сердцебиения;

)учащение дыхания;

)увеличение минутного  объема циркуляции крови;

)возрастание общей возбудимости;

)снижение порога чувствительности.

На психологическом уровне тревожность ощущается как:

)напряжение;

)озабоченность;

)нервозность;

)чувство неопределенности;

)чувство грозящей опасности,  неудачи;

)невозможность принять  решения и др.

Тревожность проявляется:

)в беспомощности;

)в неуверенности в себе;

)в преувеличении значимости  ситуаций и ощущение бессилия  перед ними.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка.

Таким образом, выделяют 2 вида тревожности: личностную и ситуативную. Личностная тревожность формируется  как черта личности, а ситуативная  тревожность не постоянна и может  проявляться лишь в каких-либо конкретных ситуациях. Тревожность может проявляться на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, возрастание общей возбудимости) и психологическом (напряжение, озабоченность, чувство грозящей опасности, неудачи) уровнях. Сама же тревожность проявляется в беспомощности, неуверенности в себе и в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

 

1.3 Особенности проявления  тревожности у студентов

 

Развитие студента на различных  курсах имеет некоторые особые черты.

На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего  абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов  отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих  поступков (возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи). Часто формируется  неадекватная идентичность; неспособность  строить жизненные планы, избегание  тесных межличностных отношений, выбор  отрицательных образов для подражания.

В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности  как:

)отрицательное переживание,  связанное с уходом вчерашних  школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой;

)недостаточная психологическая  подготовка к профессии;

)неумение осуществлять  психологическое саморегулирование  поведения и деятельности;

)недостаточно развито  стремление к самообразованию  и т.д.

Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной  деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую  подготовку, формируются их широкие  культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде  в основном завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов  студентов. Настоятельная необходимость  в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс - это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей  жизни и культуры.

На пятом курсе формируются  четкие практические установки на будущий  род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными  ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни  вуза[11].

Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный  уровень тревожности - это так  называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности  является субъективным проявлением  неблагополучия личности.

Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно  испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к  тому, что они крайне редко проявляют  инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.

Когда же этот уровень превышает  оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень  может свидетельствовать о недостаточной  эмоциональной приспособленности  к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем  проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в  группе, но и не оказываются в  изоляции; они чаще входят в число  наименее популярных, так как очень  часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Неуверенный, тревожный человек  всегда мнителен, а мнительность порождает  недоверие к другим. Он опасается  других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции  психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция  психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания  лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной  деятельности и налаживании контактов  с окружением.

Таким образом, тревожность  влияет на межличностное взаимодействие студентов, на само поведение, а, следовательно, и на учёбу. Студенты, имеющие высокий  уровень тревожности не могут  быть лидерами, т.к. не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности  может свидетельствовать о недостаточной  эмоциональной приспособленности  к ситуации, в которой находится  студент.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов  второго и четвертого курсов

 

.1 Организация исследования

 

Целью эмпирического исследования является изучение уровня тревожности  студентов второго и третьего курса, а так же сравнение этих уровней.

Экспериментальное исследование экзаменационной тревожности проводилось  на базе Вятского государственного гуманитарного  университета  
в апреле - мае 2012г. В исследованиях приняли участие студенты 2 и 4 курсов факультета психологии в количестве 52 человек в возрасте 18-22 года.  
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования:

выявить уровень тревожности  студентов второго и четвёртого курсов;

сравнить уровни тревожности;

проанализировать полученные данные.

Исследование проводилось  с помощью методики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л.Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора «Личностная шкала проявления тревоги», с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (Приложение 1) позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.

Текст состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно  оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую  цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или не правильных ответов нет». При интерпретации результатов  надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:

-до 30 баллов - низкий уровень  тревожности;

-от 30 до 45 - средний уровень  тревожности;

-от 45 и выше - высокий уровень  тревожности.

Личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора позволяет  выявить общий уровень тревожности  студентов. Шкала состоит из 50 утверждений, на каждое утверждение необходимо ответить «да» или «нет». При интерпретации  результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:

-40 - 50 баллов - очень высокий  уровень тревоги;

-25 - 40 баллов - высокий уровень  тревоги;

-15 -25 баллов - средний уровень  (с тенденцией к высокому уровню);

-5 - 15 баллов - средний уровень  (с тенденцией к низкому уровню);

-0 - 5 баллов - низкий уровень  тревоги.

Таким образом, методический аппарат эмпирического исследования (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», Д. Тейлор «Личностная шкала проявления тревоги»), позволяет нам выявить уровень тревожности студентов и проанализировать его.

Для количественной и качественной обработки полученных данных применялся метод математической статистики - U-Манна-Уитни[4]. Данный критерий позволяет  оценить различия уровня тревожности  между двумя группами (второй и  четвёртый курс).

2.2 Результаты эмпирического  исследования тревожности студентов  первого и четвёртого курсов

тревожность эмоциональный  переживание студент

Предметом исследования является уровень тревожности у студентов  второго и четвёртого курса. Для  определения уровня тревожности, были использованы следующие методики: Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», Д. Тейлор «Личностная шкала проявления тревоги»[2]. В исследовании приняли участие 52 человека (26 человек - 2 курс и 26 человек - 4 курс). Результаты исследования студентов 2 курса по методике Ч. Д. Спилбергера представлены в таблице 1, Приложения 3.

 

Таблица 1

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность1142%1558%00%Реактивная тревожность519%519%1664%

В таблице видно, что у  студентов 2 курса, средний и высокий  уровень тревожности. Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня тревожности. При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень  тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.

В таблице, рассмотрим результаты по методике Ч. Д. Спилбергера, но уже студентов 4 курса. Полные данные представлены в таблице 1, Приложения 4.

Информация о работе Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов