Эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений с помощью различных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом и предметом исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:

-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников;
-подобрать комплекс методик, изучить их;

Содержание

Введение......................................................................................................3

Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка…………………………………………………………………………..4
1. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………………………..4
1.1 Типы семейных взаимоотношений……………………………………..4
2. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка…………………………………………………………………………..9
2.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка…………………………………………………………………………..9
2.2 Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений………………………………………………………………………..13

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений с помощью различных методик………………………………….16
1. Методики исследования детско-родительских отношений…………….16
1.1 Метод «Цветовая социометрия»………………………………………..16
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия………………………………………………...17
1.3 Методика «Рисунок семьи»……………………………………………..18
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина………………………………………………………………………….19
2. Результаты проведенного исследования………………………………..20
2.1 Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА………………………………………………………………………20
2.2 Методика «Рисунок семьи»……………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 89.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение......................................................................................................3

 

Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка…………………………………………………………………………..4

1. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………………………..4

1.1 Типы семейных взаимоотношений……………………………………..4

2. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка…………………………………………………………………………..9

2.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка…………………………………………………………………………..9

    2.2 Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений………………………………………………………………………..13

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений с помощью различных методик………………………………….16

1. Методики исследования  детско-родительских отношений…………….16

1.1 Метод «Цветовая социометрия»………………………………………..16

1.2 Анкета исследования  особенностей эмоциональной стороны  детско-родительского взаимодействия………………………………………………...17

1.3 Методика «Рисунок семьи»……………………………………………..18

1.4 Методика диагностики  родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина………………………………………………………………………….19

2. Результаты проведенного  исследования………………………………..20

2.1 Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА………………………………………………………………………20

2.2 Методика «Рисунок семьи»……………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………..22

Приложение…………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях младших школьников. А также, личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутри семейных отношений на личность ребенка.

Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом и предметом исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:

 

-изучить литературу, изданную  ранее по данной тематике;

-определить основные  понятия, необходимые для данного  исследования;

-изучить типы семейных  взаимоотношений и их влияние  на формирование личности младших  школьников;

-подобрать комплекс методик, изучить их;

-провести экспериментальное  исследование по выявлению зависимости  личности ребёнка от условий  внутрисемейного воспитания.

Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей стране известны исследователи особенностей формирования личности ребенка- М.И. Буянов, Д.Н. Добрович, С.В. Ковалёв, Н.В Бондаренко, И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко.

Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

 

1. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка

1.1 Типы семейных взаимоотношений

Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество[4].

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов[4].

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе[4].

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом[4].

Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)[8].

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль "согласия"; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку- стиль "подавления"; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина[6] проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних, что является очень болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены в силах своего чада. Дети чувствуют это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу[6].

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений с помощью различных методик