Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования..
Определить особенности акцентуации подростков.
Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.

Содержание

Введение 3 стр.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение интернет зависимости и акцентуаций характера у подростков
1.1 Влияние информационных технологий на психическое состояние человека 5 стр.
1.2 Психологическая характеристика видов общения в Интернет 11 стр.
1.3 Психологические особенности старших подростков 21 стр.
1.4 Акцентуация характера и ее виды 25 стр.
1.5 Влияние Интернета на подростков 29 стр.
Выводы по главе 36 стр.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков
2.1 Организация эмпирического исследования характеристика психодиагностических методик 37 стр.
2.2.Анализ результатов исследования влияния акцентуаций
характера. 40 стр.
2.3.Анализ результатов исследования компьютерной
зависимости. 42 стр.
2.4 Сравнительный анализ. 43 стр.
Вывод по главе. 45 стр.
Заключение. 46 стр.
Список литературы. 52 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Костяк1.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

2. Застревание — склонность  к «застреванию аффекта», к бредовым  реакциям. Люди педантичные, злопамятные,  долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой  почве могут появиться навязчивые  идеи. Сильно одержимы одной идеей.  Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

3. Эмотивностъ. Люди, у  которых преувеличенно проявляется  эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание  черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди  меланхолического (либо холерического)  склада с очень высоким уровнем  конституционной тревожности, не  уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие  перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.

7. Демонстративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость, Склонность  к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность  к расстройствам настроения. Противоположность  гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на  вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность  к аффективной экзальтации (близко  к демонстративности, но там  из-за характера). Здесь идут те  же проявления, но на уровне  эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

1.5 Влияние Интернета на подростков

Влияние Интернета на подростков В 1969 году в США была создана  компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства обороны  и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для  узкой цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. По мере роста этой сети создавались и развивались многие другие сети.

Еще до наступления эры  персональных компьютеров создатели ARPAnet приступили к разработке программы Internetting Project («Проект объединения сетей»). Успех этого проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в США сеть Internet. Во-вторых, были опробованы различные варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть. Такую «сеть сетей» теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко применяется и русскоязычное написание – Интернет).

Сейчас Интернет –  это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая  информационные и коммуникационные свободы пользователям. 
Интернет сегодня выступает в качестве основной движущей силы информационного общества. В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, а самое главное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник развлечений и т.п.

Выделим ряд факторов определяющих уникальность функционирования Интернет.

1. Отсутствие в сети  единого центра управления и  границ делает невозможным установление  тоталитарного контроля над всей сетью, что делает ее уникальным, подлинно демократическим «государством».

2. Свободный доступ  к огромному количеству информации  представленной в любой из  технически существующих форм (текст,  графика, аудио, видео), дает возможность  реализовать информационные потребности, в том числе и потребность в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации. Возможность обратной связи между пользователем и субъектом, предоставляющим информацию, является одним из средств выбора достоверных и информативных источников.

3. Интернет является  самым универсальным средством  коммуникации, сочетающим возможность  пересылки любых видов информации  в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, ICQ, и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге.

4. Возможность анонимного  представления себя в сети  дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях. Возможность существования нескольких виртуальных образов, по-разному раскрывающих его внутреннее «Я», дает возможность для самопознания и самореализации в различных своих проявлениях.

5. Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, воздействующих на личность. Как и всякая субкультура, Интернет определяет большие группы людей по интересам, стимулирует развитие межличностных отношений, и имеет как положительные, так и отрицательные показатели влияния на формирование личности.

Широкое распространение  Интернет, влечет за собой и некоторые  негативные моменты, такие как: огромный ущерб от компьютерных преступлений; реальная угроза такого понятия как «информационная война», которая возникла благодаря возможности осуществлять в глобальных масштабах информационное психологическое воздействие на людей;  
кризис нравственных устоев общества, обусловленный свободой выбора и самореализации в виртуальном пространстве.

Интернет – зависимость, как новая социальная проблема. По мнению исследователей, уже можно  говорить о синдроме привязанности  к Всемирной сети как о новой  болезни, аналогичной пристрастиям к наркотикам или алкоголю. Психологи отмечают, что все больше подростков и молодых взрослых, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития – дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.

Учитывая тот факт, что Интернет становится все более  доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание подростков. Им предоставляется возможность  пользоваться Сетью дома, в различных  клубах, в Интернет-кафе, учащиеся пользуются Сетью на уроках в школе, под наблюдением учителей, и самостоятельно, на переменах и после уроков. Это и понятно. Ведь именно данная возрастная категория живо откликается на все новое и неизведанное.

Наблюдения за подростками  показывают, что вначале их работа носит в основном информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив – желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем – потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей информации о знаменитостях, любимых музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о новых молодежных течениях, о жизни других подростков. Учащиеся с удовольствием просматривают школьные странички, ведь жизнь сверстников их интересует больше, чем жизнь взрослых. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих школах, друзьях и т. д.

Глобальная Сеть уже  давно стала привычным элементом жизни современников. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор спорят относительно полезности Интернета. Время от времени в Сети публикуются довольно противоречивые сведения относительно того, как влияет на человека, например, длительное Интернет-общение или поиск информации в Сети.

Об Интернет зависимости  говорить модно, но можно ли сравнивать Интернет с наркотиком? Не лучше  ли использовать термин "привыкание" к Интернету? Привыкание означает, что  то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженных кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам. Можно привыкнуть и к интернету.

Заметим, что 2% ребят всё же зависят от Интернета. Эта зависимость сродни зависимости игрока от казино. Для некоторых людей та или иная азартная игра становится смыслом жизни, лейтмотивом их существования. А ведь десятки миллионов людей по всему миру ежедневно проводят в игровых залах все свое свободное время. Это не значит, что они зависимы, они так отдыхают, а вот среди них встречаются уже и патологические случаи. С Интернетом то же самое. Но об Интернет-зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года. Можно выделить следующие симптомы сетевой зависимости: ты выходишь в Интернет тогда, когда у тебя плохое настроение; чувствуешь себя подавленно, когда проводишь в Интернете меньше времени, чем обычно; 
чувствуешь, что предполагаемая Интернет-зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета; скрываешь от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводишь в Интернете и что там делаешь; пытаешься проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно; 
находясь в оффлайне, часто думаешь о том, что сейчас происходит в Интернете; предпочитаешь общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

Однако Интернет –  это не только область общения  и поиска информации. Это еще и  огромное количество интерактивных компьютерных игр. Просиживая за экранами компьютеров, подростки зачастую впадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Об этом можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью, они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Зависимость достигает такой силы что, ради того, чтобы найти деньги на клуб, некоторые подростки идут на разбой, кражи, продажу собственного имущества, имущества родителей. А руководит их действиями непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальном пространстве. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием "искусственного интеллекта", что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге компьютерная игра - это результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии, что позволяет вызывать у человека зависимость. Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, основанные на насилии и убийстве: что наказуемо в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном.

Зачастую игры учат насилию, массовым убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Существует мнение, что пусть уж лучше подростки  убивают виртуальных монстров и  друг друга в виртуальном пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном. Но с другой стороны, психологи считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка "Убийство на основе компьютерной игры" (был прецедент, подросток зарубил топором мать, на основе игры Quake, и продолжал более недели играть на компьютере, как ни в чем, ни бывало). И это страшно, это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное поведение.

Другая проблема, связанная  с зависимостью подростков от Сети, это потребность в виртуальном общении.

Информация о работе Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков