Эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать понятие «эмоциональный интеллект», а также способы его диагностики.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических исследований по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Описать особенности и составляющие эмоционального интеллекта.
3. Обозначить предпосылки развития эмоционального интеллекта.
4. Исследовать проявление эмоционального интеллекта и способы его диагностики, основанные на предложенных моделях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ 5
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Структура эмоционального интеллекта 10
1.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта……………………13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 22
2.1 Модели эмоционального интеллекта………………………………………22
2.2 Методики и способы диагностики эмоционального интеллекта 27
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональны интеллект word2003.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этих определений, можно сказать, что человек, обладающий высоким уровнем интеллекта, обладает способностью, управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других людей. И этого будет говорить, о том, что данному человеку будет легко налаживать контакты с окружающим миром (людьми), так, как ЭИ отражает внутренний мир, который  непосредственно связан с поведением личности.

Обратимся к  П. Сэловею, согласно его представлению об эмоциональном интеллекте в его структуру входят следующие способности:

  1. распознавание собственных эмоций,
  2. владение эмоциями,
  3. понимание эмоций других людей,
  4. самомотивация.

Охарактеризуем  каждый структурный компонент и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

  1. «Распознавание собственных эмоций. Можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.

Распознавание эмоций является проблематичным для  личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без  слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность» [14, с. 23].

Термин «алекситемия», уже упоминался в истории становления понятия эмоционального интеллекта в клинической психологии.

  1. «Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

Степень эмоциональной  экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что  человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:

    • люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
    • боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным;
    • врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
    • усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении» [14, с. 24].
  1. «Понимание эмоций. Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Можно выделить следующие причины трудностей в  понимании индивидуальных различий  эмоций других людей:

  • сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; чувство собственного превосходства;
  • чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
  • какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).
  1. Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к негативному полюсу» [14, с. 25].

«В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом» [2, с. 85].

 

1.3 Предпосылки  развития эмоционального интеллекта.

 

Считается, что существует две группы предпосылок развития эмоционального интеллекта. К первой относится биологические, в которую входят следующие: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Ко второй относятся социальные, в которую входят: синтония (умение сопереживать другим людям), закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность.

Таким образом, выявлено, что  в основе биологических предпосылок  для развития способностей ЭИ лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки складываются в семейном окружении.

Рассмотрим  проведенные исследования, где изучались  биологические и социальные предпосылки  развития ЭИ.

Начнем с биологических предпосылок. «В исследованиях Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения» [1, с.57]. «Связано это с тем, что мать проводит с ребенком больше времени, а отец меньше, но в процессе взросления семейная связь не будет иметь такого значения» [25, с.195.]Следовательно, можно сказать, что уровень ЭИ у родителей будет влиять опосредованно.

Прежде всего, нужно сказать о том, что ЭИ будет напрямую связан с асимметрией  мозга, речь идет о правом полушарии. «Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи» [15, с. 90].

«Доминирование правого полушария выступает, на мой взгляд, в качестве определенного наследственного задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества»[24, с.149].

Темперамент следует  отнести к врожденным задаткам эмоциональной  восприимчивости. Возникает вопрос, как связан ЭИ – способность и  темперамент. «В исследовании В.М. Русалова и СИ. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности — эргичность, пластичность и темп. Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов» [16, с.30].

«С такими свойствами темперамента, как экстраверсия и нейротизм, связаны  особенности переработки информации. В исследованиях личности выявлено существование индивидуальных различий при переработке стимулов с положительной  и отрицательной валентностью. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм — отрицательных стимулов. Можно предположить существование когнитивных факторов, способствующих переработке когнитивно окрашенных стимулов и, следовательно, влияющих на уровень ЭИ.» [17, с.20].

К социальным предпосылкам ЭИ относят синтонию. «На мой взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая, как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.

Синтоничность ребенка —  необходимый этап его психического развития. Однако по мере становления  логического, причинно-следственного  мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание. В связи с развитием склонности к рефлексии происходит естественное ослабление синтонности в пользу так называемой шизоидизации — стремление отгородится от внешнего мира и аффективного влияния окружающих »[1, с.59].

«Согласно теории А. Эллиса (А-В-С), жизненная ситуация, в которой оказывается человек (активирующее событие А), не влечет за собой непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции (С). Между ними лежит когнитивное опосредствующее звено (В) — система идей, убеждений, верований, — которое и выступает как причина эмоциональных и поведенческих реакций» [22, с. 120].

«Индивидуальные системы верований могут содержать как рациональные идеи, так и иррациональные. Понятие «иррациональная идея» означает мысль, возникшую экспромтом под влиянием аффективно заряженной части сознания. К оценке происходящего человек может применить как разумные, реалистические идеи, так и эмпирически необоснованные, не поддающиеся логическому объяснению иррациональные идеи. Рациональные утверждения (например, «Это не самое худшее, я смогу вынести это») уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как «неуместных» эмоций (гнева, тревоги, депрессии), так и «уместных» (раздражения, беспокойства, печали). Иррациональные убеждения и соответствующее им непродуктивное эмоциональное поведение складываются как следствие неконструктивного взаимодействия когнитивных и аффективных процессов, описанного X. Джекинсом как «дистрессовые стереотипы» поведения. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем дистрессовом опыте люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель». Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, не адекватные настоящей ситуации» [1, с. 59].

Уровень развития самосознания. Зависит от узкого ближайшего окружения ребенка, способствуют развитию самоотношения (образ Я) и самооценки. «Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребенка со стороны родителей» [18, с. 98]. Уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями.

Чем выше уровень  образования родителей и семейный доход, свидетельствует о том, что  буде выше показатель ЭИ у подростка. Д. Гоулман полагал, что родители, которые достигают высот, благодаря самообразованию, улучшают свой материальный статус и уровень образования. В этом им помогает ЭИ, и дети растущие в такой семье будут лучше развиваться, чем менее благополучной.

Гендерные особенности  воспитания. «Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы разными подходами к воспитанию детей. Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих тендерных ролей . Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что ЭИ у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин — на внутриличностном уровне ЭИ» [24, с. 151].

«Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпа-тии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андро-гинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. По-видимому, андрогин-ные индивиды сочетают в себе продуктивные эмоциональные стратегии, присущие как женскому, так и мужскому полу. Иными словами, им свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогиннос-ти и ЭИ обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло.

Первоначально в семье, а затем под влиянием ближайшего окружения ребенка у  него формируются эмоциональные  знания и навыки, которые аналогичны когнитивным. Эти навыки могут иметь в большей степени имплицитный, чем эксплицитный характер. Имплицитные навыки можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, эксплицитные — с декларативными знаниями об эмоциях» [1, с.62].

«Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации» [19, с.97].

Информация о работе Эмоциональный интеллект