Эмоциональные состояния и методы эмоциональной саморегуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Содержание

1. СИТУАЦИЯ
а) Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.
б) Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того, ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит.
в) Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас — сын перестал доверять ему.
г) В семье Вани (12лет 6 мес.) отношения формировались на здоровой основе: уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было. А сейчас проблем у Вани много и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда возникает неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты «Я» с «Я».
Объясните, как наблюдаемые у подростков морфо-функциональные изменения могут повлиять на восприятие себя их родителями.

3
2. Эмоциональные состояния и методы эмоциональной саморегуляции.
Какой отпечаток откладывает профессиональная деятельность на общий эмоциональный фон личности? Приведите примеры.

7
Библиографический список
10

Вложенные файлы: 1 файл

психология контра.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

имени П.А. СТОЛЫПИНА

 

Направление подготовки________________

Кафедра экономической психологии и психологии государственной службы

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

-------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

       Автор работы

студент 1 курса специальности 080504.65 з/о

Тутушкиной С.А.

Подпись ___________________

 

Руководитель работы

Доцент кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности, к.п.н,

Сытник С.А.

Оценка ____________________

Подпись ___________________

          «         »_________________2013

 

 

Саратов

2013 г.

 

 

Вариант 7

 

Страница

1. СИТУАЦИЯ

а) Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.

б) Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того, ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит.

в) Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас — сын перестал доверять ему.

г) В семье Вани (12лет 6 мес.) отношения формировались на здоровой основе: уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было. А сейчас проблем у Вани много и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда возникает неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты «Я» с «Я».

Объясните, как наблюдаемые у подростков морфо-функциональные изменения могут повлиять на восприятие себя их родителями.

 

3

2. Эмоциональные состояния и методы эмоциональной саморегуляции.

Какой отпечаток откладывает профессиональная деятельность на общий эмоциональный фон личности? Приведите примеры.

 

7

Библиографический список

10

Приложения

11


 

 

 

Эмоциональные состояния и методы эмоциональной саморегуляции.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Стресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть.

  Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее  направление мыслей и поступков  человека. Причины возникновения  страсти разнообразны — они  могут определяться осознанными  убеждениями, могут исходить из  телесных влечений или иметь  патологическое происхождение. В  любом случае страсть связана  с нашими потребностями и другими  свойствами личности. Страсть, как  правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к  коллекционированию, к знаниям и  т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

 

Методы эмоциональной саморегуляции.

Выполняя профессиональные и семейные обязанности, находясь в напряжении, мы не всегда имеем возможность и время проанализировать свое стрессовое состояние, возникшее в результате межличностных проблем или конфликтов, восстановить силы. Однако, как бы заняты мы ни были, возможность успокоить собственные нервы, привести себя в порядок всегда можно найти. Для этого необходимо владеть методами саморегуляции, которые можно использовать в любых ситуациях: во время деловых переговоров, в течение короткой паузы для кофе-брейка, перерыва между уроками или лекциями, после трудного разговора с начальником или с родственниками.

 

Ю. В. Щербатых [2006] приводит следующую классификацию методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия:

  • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
  • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
  • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
  • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

Регуляция нервного напряжения и постоянный мониторинг уровня стресса должен осуществляться человеком постоянно и на сознательном уровне. Особенно это важно для представителей стрессогенных профессий, для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению. В настоящее время все больше исследований говорят о том, что забота о здоровье (физическом и психическом) должна быть составной частью образа жизни.

 

Какой отпечаток откладывает профессиональная деятельность на общий эмоциональный фон личности?

Каждая профессия накладывает специфический отпечаток на облик человека, «профессия ставит свой штамп», - пишет Басов М.Я.[1].

В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и

повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60–70% случаев [2]. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога.

Изменения, происходящие с личностью в ходе педагогической деятельности, зависят не только от функциональной структуры выполняемой деятельности или от способа вхождения в профессиональную общность, но и от степени удовлетворенности выбранной профессией и местом работы. Именно удовлетворенность профессиональной жизнью играет значительную роль в жизни человека [3].

 

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессия, образующая основную форму активности личности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет большие возможности для удовлетворения их потребностей, обнаружения творческого потенциала, самоактуализации.

Однако профессия нередко вынуждает организм работника сопротивляться действию различных влияний, обусловленных сущностью самой профессии, к которым относятся как внешние раздражители, так и специфика выполняемой деятельности.

Отмечено, что профессия может занимать различное место в жизни человека: от полного включения - вся жизнь в работе, до полного ее неприятия, что неизбежно накладывает отпечаток на личность человека, его развитие и становление, в том числе и профессиональное. Между профессией и личностью человека могут складывать различные типы отношений, при этом, если в процессе жизнедеятельности человек испытывает влияние профессионализации, то и профессионализация всегда зависит от человека. Так, например, она может детерминироваться динамикой его жизни. Помимо этого, между профессионализацией и жизнедеятельностью могут устанавливаться отношения компенсации: при невозможности самореализоваться в одной сфере, человек стремиться компенсировать это в другой, чем и определяет место профессии в своей жизни. Также, может происходить идентификация личности с профессией, то есть процесс углубленной адаптации личности к требованиям профессиональной деятельности.

Как писал С.Л. Рубинштейн, между профессиональной деятельностью и развитием личности можно проследить даже количественные зависимости. Так, высокие достижения человека в деятельности являются фактором, существенно развивающим личность, а чем проще и однороднее деятельность, выполняемая человеком, тем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность [6].

 

Как наблюдаемые у подростков морфо-функциональные изменения могут повлиять на восприятие себя их родителями.

Отрочество - как переходный период в обществе затягивается в основном из-за большего времени, требуемого для усвоения взрослых ролей. Для достижения статуса взрослости подростки должны справиться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного пути. Эти задачи включают формирование целостной идентичности, или целостного Я, и относительной независимости или взаимозависимости. В процессе выполнения этих задач могут иметь место частые смены настроения, вспышки эмоций и конфликты, однако, далеко не всегда. У многих тинейджеров конфликты возникают по сравнительно незначительным поводам, и большая часть разногласий успешно преодолевается вместе с родителями [20].

Информация о работе Эмоциональные состояния и методы эмоциональной саморегуляции