Эмоциональные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучить общую характеристику эмоциональных процессов.
Нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Провести анализ теоретических основ проблемы изучения эмоциональных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ВОПРОС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………………………………...5
1.1Понятие эмоций, их основные компоненты……………………………………5
1.2 Основные теории эмоций…………………………………………………….....8
ВОПРОС 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА...12
2.1 Классификация эмоциональных процессов………………………………......12
2.2 Эмоциональные феномены. Настроение, собственно эмоции и аффекты….16
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25
1. Глоссарий………………………………………………………………………...25
2. Тест к работе……………………………………………………………………..27
3. Ключ к тесту……………………………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.28 Кб (Скачать файл)

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина  которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у  человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его  активность в общении или работе.

Собственно  эмоции - это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание  человеком радости, горя, страха и  т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину  появления.

Аффект - быстро возникающее, очень интенсивное  и кратковременное эмоциональное  состояние, вызываемое сильным или  особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно  и сопровождается снижением способности  к переключению внимания, сужением.

Положительная роль эмоций не связывается прямо  с положительными эмоциями, а отрицательная - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

 

2.3 Методы изучения эмоциональных процессов

 

Как мы уже  отметили, эмоция в широком смысле слова - это психофизиологический феномен, поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так  и по характеру изменения психомоторики  и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте  сердечных сокращений, артериальному  давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи29 говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.Н. Толстой30 описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже – газообмен и энергозатраты.

О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко31 (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором – повышена.

Ю.М.Забродиным32 и др. (1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной тревожности с помощью оценки временных интервалов. Высчитываются два показателя: средняя относительная ошибка вычисляется как отношение: ,

где О – объективная длительность временного интервала, а S – это субъективная оценка

и сттандартное отклонение (G), т.е. разброс величины ошибки в блоке предъявляемых интервалов. Знак и величина средней ошибки, разброс которой лежит в области минимальных изменений G, указывают на уровень личностной тревожности: отрицательная величина ошибки свидетельствует о низком уровне, положительная – о высоком.

Разработаны электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерение лицевой экспрессии). П. Экман33 и У. Фризен34 разработали метод, получивший название «FACS - система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ.

В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может  поступать информация об эмоциональном  состоянии человека, является речевой. В связи с этим разработка аппаратурных методов диагностики этих состояний  по различным параметрам речи имеет  большое практическое значение. Ряд  таких методов разработан в лаборатории  В.И.Галунова35 при участии В.Х.Манерова36. Выделяются следующие характеристики: частота основного тона речи за каждый период, средняя частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.

Однако  вопрос о том, можно ли диагностировать  качество эмоций по физиологическим  показателям, до сих пор дискутируется  учеными. Многие из них считают, что  качество эмоциональных переживаний  не всегда определяется интенсивностью и реактивностью физиологических  показателей.

В ряде работ  показаны индивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное  состояние.

В исследовании А.Е.Ольшанниковой37 показано, что одни и те же эмоциональные состояния могут у разных людей сопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных значений вегетативных реакций.

Ни поведение, ни различные психологические и  физиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение пульса или укорочение времени реакции  могут наблюдаться при различных  эмоциональных состояниях.

Реальных путей для диагностики состояний не дается. В.Л.Марищук38 приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния. Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важных блоков целостной функциональной системы.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы  человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).

Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что  во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях. В последнее время наметился  один из путей изучения естественно  возникающих эмоций при компьютерных играх. Этот путь разрабатывается швейцарскими психологами.39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работы следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным  процессам относится широкий  класс процессов внутренней регуляции  деятельности. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и  образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим  особенностям и закономерностям  своего протекания.

Эмоции  подразделяются на собственно эмоции, настроение и аффекты. К параметрам, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния относятся: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

 

Список источников и литературы

 

1. Литература

1.1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты – М., 1984.

1.2. Бэн А. Психология. – М., 1996. – Т.2, кн.3-4.

1.3. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.

1.4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М., 2003.

1.5. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

1.6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

1.7. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977.

1.8. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - 2002.

1.9. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. - М.: МЕД пресс-информ, 2003.

1.10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

1.11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.

1.12. Рогов Е.И. Эмоции и воля // Особенности чувственной сферы. М., 2001.

1.13. Сидоров А.В., Парняков. Б.Д. Клиническая психология. - 2008.

1.14. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1986.

1.15. Соловьева С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога. М.: 2006.

 

2. ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ

2.1 http://rudocs.exdat.com

2.2 http://www.rae.ru

 

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

 

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Алекситимия – это характеристика симптома, а именно: бедность воображения, неспособность человека точно описать собственные чувства (или затруднения при этом), определить различия между чувствами и телесными ощущениями, понять эмоциональные переживания другого человека.

Антропоид – это человекообразная обезьяна.

Аспект  – это одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.

Аффект - эмоциональный процесс, быстроовладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания.

Индивид – это отдельный человек, как  социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Кожно-гальваническая реакция - биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи.

Личность  – это относительно устойчивая система  поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов  и других диспозиций, через которые  люди воспринимают и оценивают друг друга.

Настроение-общее  эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени  отдельные психические процессы и поведение субъекта.

Поведение – это целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Потребности - это объективно необходимые условия существования человека. 
Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражение рецепторов, проходящая с участием нервной системы.

Рудимент – это недоразвитый, остаточный орган, бывший полноценным на предшествующих стадиях существования организма.

Чувства - одна из основных форм переживания  человеком своего отношения к  предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Эмоции - психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся  в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субьекта.

Эмоциональные процессы - это психические процессы, протекающие в форме переживаний  и отражающие личную значимость и  оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. 
Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. 

 

Приложение 2

Тест по теме

«Основная Классификация эмоциональных  процессов и методы их изучения»

 

После изучения темы «Основная классификация эмоциональных  процессов и методы их изучения»  студент должен знать определение «эмоции», основные компоненты и общую характеристику эмоций, теории эмоций и их авторов. Также студент должен усвоить свойства и классификацию эмоций, различать эмоциональные феномены и методы изучения эмоциональных процессов.

В целях  контроля качества изученного материала  вам предложен тест с четырьмя вариантами ответов. Вам предстоит  обвести правильный, по вашему мнению, ответ в кружок. Будьте внимательны, в тесте могут быть несколько  ответов, но не более двух.

Желаем успеха!

 

1. Эмпатия - это:

  1. стрессовая реакция
  2. чувство вины
  3. сопереживание
  4. эмоциональное реагирование

2. Страх,  гнев, радость относятся к:

  1. установкам
  2. эмоциям
  3. чувствам
  4. способностям

3. Переживания  отношений к предметам и явлениям - это:

  1. эмоции
  2. установки
  3. действия
  4. комплексы

4. Воздействие  на эмоциональную, бессознательную  сферу психики учащихся нередко  помимо, а иногда и против их воли убеждение:

  1. внушение
  2. поощрение
  3. похвала
  4. акцент на достоинствах

Информация о работе Эмоциональные процессы