Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей.
К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях.
Значение эмоций в жизни человека…………………………………………..4
Психологическая структура эмоций………………………………………….5
Внешнее выражение эмоций…………………………………………………...5
Классификация эмоций…………………………………………………………8
Функции эмоций………………………………………………………………....9
Стенические и астенические эмоции………………………………………...11
Настроение. Чувства. Аффекты……………………………………………...12
Фундаментальные эмоции и комплексы……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа психология 2 семестр3.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра «ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы психологии и педагогики»

на тему: «Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях»

 

Вариант №13

 

 

 

Выполнила:                ст. гр. 417621

      Михейчик Е.В.

  № зачетной книжки 13

 

Приняла:        преподаватель Гриневич Е.А.

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях.

Значение эмоций в жизни человека…………………………………………..4

Психологическая структура эмоций………………………………………….5

Внешнее выражение  эмоций…………………………………………………...5

Классификация эмоций…………………………………………………………8

Функции эмоций………………………………………………………………....9

Стенические и  астенические эмоции………………………………………...11

Настроение. Чувства. Аффекты……………………………………………...12

Фундаментальные эмоции и комплексы……………………………………13

Заключение……………………………………………………………………...16

Список используемой литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

  Эмоции образуют  основную  побудительную силу  и своим влиянием способны  изменить образ жизни, действий  и общения. Неспособность или  нежелание понять  эмоциональное  состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

  Роль эмоциональных  побуждений трудно переоценить.  Духовный мир человека не определяется  рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

  Стремление к поддержанию  у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях.

Значение эмоций в жизни человека

Прежде всего, необходимо разобраться в понятии эмоции. Что же это такое?

  Если заглянуть  в психологический словарь, то  в нем эмоции трактуются следующим  образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств к потребностям субъекта».

  Эмоции - особый класс субъективных  психологических состояний, отражающих  в форме непосредственных переживаний приятного процесса  и результаты  практической  деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

  Кроме того, эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для  жизнедеятельности индивида.

  Алексеева Л.В.  указывает на то, что «непосредственное  отражение своих состояний», «переживание  отношения», « выражение отношения»- это все характеристики, традиционно   включаемые в определение эмоций.

  Эмоции возникли, как утверждал Ч.Дарвин, в процессе  эволюции как средство, при помощи  которого живые существа устанавливают  значимость тех или иных условий  для удовлетворения актуальных  для них потребностей.

  Эмоциональные ощущения  биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддерживания жизненного процесса в его  оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

  Самая старая по  происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

  У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

 

Психологическая структура эмоций

Психологическая структура эмоции может быть представлена как составляющая из четырех компонентов:

1) эмоциогенной ситуации  как совокупности субъективно  воспринятых и интерпретированных  внешних или внутренних условий,  являющихся причиной возникновения  эмоции;

2) импрессивного компонента как субъективного переживания эмоции;

3) экспрессивного компонента  как совокупности эмоциональных  проявлений (поведенческих и физиологических);

4) перцептивного компонента  как восприятия трех вышеперечисленных  компонентов.

 

Внешнее выражение эмоций

Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным  для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и  кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.

Изменение дыхания при  эмоциях. Многие эмоции связаны с  усилением мышечной деятельности и  повышением голоса. Этим объясняется  большая роль, которую играют в  эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии — уменьшение того и другого; при возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении — замедленными и слабыми; в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе — резкое замедление дыхания и т. Д.

Показательным при эмоциях  является также соотношение между  продолжительностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906) опре­делял это отношение  путем деления времени вдоха  на время всего цикла (состоящего из вдоха и выдоха) и получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональ­ных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продол­жительностью выдоха:

при покое         0,43

при возбуждении          0,60

при удивлении             0,71

при внезапном испуге 0,75

Значение этих данных для характеристики эмоциональных  процессов подчеркивается тем, что  при сосредоточенной умственной работе, лишенной эмоционального возбуждения, соответствующий коэффициент составляет всего 0,30 и обнаруживает тенденцию к еще большему уменьшению по мере увеличения сосредоточенности, т.е. свидетельствует о резком преобладании продолжительности выдоха.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются  частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток от других органов и частей тела. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.

Все эти изменения  связаны с потребностями организма  в лучшем выполнении соответствующей  деятельности: при внезапном, испуге они приводят к быстрому и лучшему  кровоснабжению мышц, которым предстоит  работа (это находит свое выражение в увеличении объема рук благодаря притоку к ним крови); в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

Мимические выразительные  движения. Человек обладает сложной  мускулатурой лица, которая в своей  значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д.

Выражение эмоций в речевой  интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического  ударения. Слова, произносимые на одной  и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.

 

 

 

 

Классификация эмоций

Существование принципиально различных классов эмоциональных явлений отчетливо демонстрируется сопоставлением, например, таких переживаний, как физическая боль и чувство гордости, панический страх и эстетическое наслаждение.

Обсуждение предыдущих вопросов должно было убедить нас, что при таком ограничении можно рассчитывать лишь на самый первый шаг в выяснении того, когда, как и зачем возникают эмоции, и что вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологической теории эмоций, разработанность которого в некоторой концепции можно считать показателем и общей ее разработанности.

Многогранность эмоций, их проявление на различных уровнях отражения  и деятельности, сложные отношения  с предметным содержанием, способность  к слиянию и образованию сочетаний  исключают возможность простой линейной их классификации. Во всяком случае сегодня психология располагает целым рядом независимых или частично перекрывающихся признаков и оснований для деления эмоциональных явлении, а существующие классификационные схемы либо акцентируют одно или другое из этих делений, либо вводят их шаг за шагом в том или ином сочетании и последовательности. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно.

Эмоции различаются  по модальности (качеству), в частности  — знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности, например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее, по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. Очевидно, что этот пестрый перечень, не раскрывающий ни существенности используемых признаков и оснований, ни эвристичности проводимых делений, может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций.

Представляя собой группу очень сложных и многообразных  психических явлений, эмоциональные  переживания с трудом поддаются  общему анализу. В связи с этим в психологии до сего времени не создано общепризнанной классификации  эмоций.

Существующие попытки такой классификации часто исходят всего лишь из разного понимания относящихся к данной проблеме терминов. Так, по мнению одних, термин «эмоция» должен быть отнесен только к простейшим эмоциональным состояниям, связанным с удовлетворением или неудовлетворением элементарных органических потребностей, а термин «чувства» — к субъективным переживаниям, источником которых являются высшие потребности человека, возникшие в процессе исторического развития человеческого общества. Другие, наоборот, чувствами называют элементарные процессы, а эмоциями — сложные комплексы, состоящие из чувств и ощущений. Третьи рассматривают чувства как устойчивые субъективные переживания, «укоренившиеся особенности человека», а эмоции лишь как особую форму непосредственного переживания чувств, например состояние наслаждения, восхищения, возмущения. Четвертые считают характерным для эмоций, в отличие от чувств, их яркое внешнее выражение, сближая их с аффектами, и т. д.

 

Функции эмоций

Исследователи выделяют следующие функции эмоций: отражательная (оценочная); побуждающая; подкрепляющая; переключательная; коммуникативная. Отражательная функция заключается в обобщенной оценке событий. Например, наличие пищевой потребности и степень ее выраженности оценивается организмом не в количестве белков или жиров, необходимых ему, а в чувстве голода. Побуждающая функция основывается на потребности в положительных ощущениях, особенно характерной для высокоорганизованных животных, и здесь задействованы два типа эмоций - ведущие и ситуативные. Ведущие эмоции направлены на цель поведения, необходимого для удовлетворения потребности. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов поведения, заставляют организм действовать в прежнем направлении или менять поведение и средства для достижения цели. Подкрепляющая функция играет важную роль в процессах научения и памяти. Оказалось, что события, вызывающие выраженные эмоциональные реакции, быстрее и надежнее запоминаются животными. Более того, безусловное подкрепление не выполняет своей роли, если одновременно не сочетается с положительными эмоциями при образовании условных рефлексов. Подкрепляющую функцию эмоций открыл В. Л. Дуров, а подтвердил его открытием «центра удовольствия» мозга Д. Олдс. Эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других животных. Например, в опытах, когда собака-жертва подвергалась воздействию электрическим током на глазах у другой собаки, та испытывала тоже отрицательные эмоции. В таких условиях оказалось возможным выработать у собаки-зрителя инструментальный рефлекс, прекращающий воздействие током на собаку-жертву. Подкреплением данному рефлексу служило предотвращение отрицательного эмоционального состояния. Элементы переключательной функции эмоций характерны уже для ситуативных эмоций, но наиболее ярко эта функция проявляется при конкуренции мотиваций, когда определяется доминирующая потребность. При этом может «выиграть» та потребность, удовлетворение которой наиболее эмоционально окрашено. В мимических и пантомимических движениях, издаваемых звуках проявляется коммуникативная функция эмоций. Результатом внешнего проявления эмоций служит передача информации о состоянии одного животного другому. Это особенно важно для общественных животных в случаях их совместной деятельности (охоты, охраны территории, ухода за потомством и т. п.) и при влиянии на поведение социальных партнеров. У высших животных коммуникативная функция проявляется и при общении с человеком (известно, что эмоциональное состояние собаки зависит от настроения владельца).

Информация о работе Эмоциональные процессы. Общее понятие об эмоциях