Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно так.

Содержание

Ведение. 3
ГЛАВА 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. 6
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 6
1.2. Воля в процессе управления. 9
1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности. 16
ГЛАВА 2. Специфика регуляция стрессовых ситуаций в управленческой деятельности. 22
2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых
качеств. 22
Заключение. 28
Литература. 30
Приложение. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоционально.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

Ведение.                                                                                                      3

ГЛАВА 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления.                                                                                                        6

1.1. Эмоциональные процессы  и управление эмоциями.                        6

1.2. Воля в процессе  управления.                                                             9

1.3. Стрессовые ситуации  в управленческой деятельности.                  16

ГЛАВА 2. Специфика регуляция стрессовых ситуаций в управленческой деятельности.                                                                                                   22

2.1. Программа по управлению  стрессом и отработки волевых

качеств.                                                                                                             22   

Заключение.                                                                                             28

Литература.                                                                                              30

Приложение.                                                                                             32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 Введение.

 

В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно так.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую  деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:

  • упорство в работе;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • воспитание потребности доводить начатое до конца.

Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал – это колоссальный фактор здоровья.

Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.

Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает состояние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса:

  • изменение психотравмирующей ситуации;
  • контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния.

Труд менеджера требует  периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили различные релаксационные методики и аутогенная тренировка.

В наше время стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому  необходимо научиться противостоять  стрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в  современных условиях.

При работе использовались исследования Я. Рейковского [13],который утверждает, что эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой деятельности был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16]. А С. Д Резник [14] выделил  основные функции воли в управленческой деятельности.

Необходимо было так же познакомиться с работами основоположника  учения о стрессе Ганса Селье, который занимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемую различными причинами.

Объект исследования: влияние состояние эмоционально-волевой сферы в управленческой деятельности.

Предмет исследования: эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности.

Цель исследования: изучить  эмоционально - волевую регуляцию  в управленческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомиться с литературой по данной теме;
  • выявить приемы эмоционально - волевой регуляции;
  • обобщить практическую работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности в управленческой деятельности.

Гипотеза: если руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авторитет.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки  данных.

Методический инструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг

Эмпирическая база исследования: группа из 5 человек.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

 

1.1. Эмоциональные процессы  и управление эмоциями.

 

Анализируя причины своих  неудач или ошибок или неудач и  ошибок подчиненных, руководитель нередко  приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами  как особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс  и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что  эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности[4,78].

Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый – это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта – позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного – в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я.[13] подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают  соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и  чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти.

Собственно эмоции, в отличие  от аффектов, – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или  превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального  результата, несовпадение с ожидаемым – приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16].

Эмоция может рассматриваться  как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой  силы, что нервная система не выдерживает  и человек умирает.

Однажды пережитый страх  может закрепиться и стать  хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние называется фобией.

 

1.2. Воля в процессе  управления.

 

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном на-правлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Информация о работе Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности