Эмоциональное психическое состояние процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В течение всей своей жизни мы множество раз сталкиваемся с переживанием различных видов эмоций. Они сопровождают нас в любой возникающей ситуации. Описывая эмоции, мы передаём наши субъективные ощущения и состояния. Во всех школах, изучающих поведение, важное значение придаётся его эмоциональной компоненте. В течение длительного времени рассмотрение эмоций происходило в психологической и философской среде. Так, например, Декарт в своём трактате «Страсти души» описывал эмоции («страсти души») как всего лишь «гримасы тела» (телесные состояния) А джон Локк отмечал, что в основе любой эмоции лежит удовольствие или страдание. Эмоции - это психические процессы и состояния в форме непосредственных переживаний действующих на человека явлений и событий.

Вложенные файлы: 1 файл

расстройство эмоций.docx

— 84.91 Кб (Скачать файл)

Нарушения эмоций у детей с нарушением зрения

Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих (А.Г. Литвак, Б. Гомулицки, К. Pringle, N. Gibbs, D. Warren). Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4--5 лет, понимавшие и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для |диц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная, самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

В сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечается большее неблагополучие слепых и слабовидящих (детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, нашел, что первые более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом слабовидящие дети показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Заслуживает обсуждения и тот факт, что дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует о том, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-кдагогических условий его жизни. Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. Однако этот страх появляется у детей лишь при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами. Исследование Н.С. Царик показало наличие страха и боязни их обследования слепыми школьниками, преодоление которого требует умелого руководства познавательными интересами я развитием познавательных потребностей слепых детей. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи (Т.В. Корнева) свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. А.А. Крогиус также отмечал исключительные способности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».

Нарушения эмоций у детей с нарушениями речи

многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

В определении таких эмоционально-личностных свойств, как концентричность --эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование как у школьников с нормальной речью, так и у учащихся с нарушенной речью, особенно у второклассников, свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации. Однако у значительной части (40%) первоклассников как с нарушенной речью, так и с нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Авторы предполагают, что более высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классов по сравнению с второклассниками связан с их еще недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.

У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Такое улучшение эмоционального состояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

Нарушения эмоций у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

У детей с ДЦП наблюдается неравномерное развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в нецеленаправленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.

Патология аффективных расстройств

Аффективное расстройство - это расстройство в клинической картине которого преобладает аффект.

Аффективным расстройством является биполярно-аффективное расстройство, а также монополярно-аффективные расстройства, т.е. депрессия и мания. Среди аффективных расстройств также выделяют: большой депрессивный эпизод, большой маниакальный эпизод, рекуррентное депрессивное расстройство, хроническое аффективное расстройство. К хроническим аффективным расстройствам относятся: дистимия, циклотимия и сезонное аффективное расстройство.

При большом депрессивном эпизоде наблюдаются следующие нарушения эмоций: сниженное, подавленное настроение. Слезливость, выражение печали и отчаяния. Ангедония, снижение интересов, утрата удовольствия, которое пациент получал от жизни. В этом состоянии может наблюдаться быстрая утомляемость и истощаемость, упадок сил, идеи самоубийства, самообвинения, чувство собственной беспомощности. При лёгкой степени проявления депрессивного эпизода у больных сохраняется трудоспособность, хотя на работу они тратят больше сил и энергии, чем обычно. Уровень трудоспособности снижается по мере утяжеления степени выраженности депрессии.

Рекуррентное депрессивное расстройство. Состоит из повторяющихся эпизодов.

Дистимия. Это субдепрессивный эпизод. Уровень настроения выше, чем при лёгкой степени депрессии. Постепенно все окружающие и сам больной привыкают к этому состоянию и начинают считать его не болезнью, а нормой. У таких больных снижена самооценка, они избегают общения. Может наблюдаться раздражительность или гневливость. Это состояние становится заметно, только когда накладывается двойная депрессия.

Сезонное аффективное расстройство. При данном расстройстве состояние ухудшается в осенне-зимний период и улучшается в весенне-летний период.

Большой маниакальный эпизод. Большой маниакальный эпизод характеризуется повышенным настроением, самооценкой, уверенностью в себе, в своих силах. Эти люди преувеличивают собственную значимость, что может доходить до идеи величия. Они нацелены на получение удовольствия. Наблюдаются серьёзные нарушения критики. В более тяжёлых состояниях может присутствовать агрессивность. Эмоциональные нарушения также прогрессируют по мере усложнения степени тяжести. Так, при лёгкой степени увеличивается трудоспособность и продуктивность деятельности, но с утяжелением состояния эта продуктивность падает и деятельность становится более дезорганизованной.

Обычно маниакальный и депрессивный эпизоды чередуются. Это и есть биполярно-аффективное расстройство

Циклотимия. Относится к хроническим аффективным расстройствам. Эпизоды никогда не превышают гиподепрессивных и гипоманиакальных.

Нарушения эмоций при эпилепсии

Нарушения эмоций есть всегда при истиной эпилепсии и носят прогрессирующий характер. Для этих людей характерна полярность аффекта, склонность к застреванию на негативных эмоциях, эмоциональная ригидность. Разряд эмоций, в особенности отрицательных, обычно проходит по типу последней капли. Могут наблюдаться состояния экстаза. Люди страдающие эпилепсией, долго помнят незначительные обиды и пытаются за них отомстить. В рамках дисфории могут быть импульсивны и жестоки. Одним из основных признаков эмоциональных состояний этих больных является стремление к получению удовольствия. Эти пациенты любят вкусно поесть, петь. Могут любить выпить.

Нарушения эмоций при шизофрении

Блэйлер выделил пять базовых симптомов которые будут отличать шизофрению от других расстройств. Эти базовые симптомы часто называют пять а: аутизм, апатия, абулия, амбивалентность чувств, ассоциативные расстройства. Одна из форм шизофрении, гебефрения, также включает состояние дурашливости. Внешне люди, страдающие шизофренией, выглядят как эмоционально холодные и отчуждённые. На самом деле их чувства часто разнонаправлены по отношению к одному и тому же объекту существуют одновременно. Люди с шизофренией склонны к социальной изоляции. У таких больных снижена эмпатия. Эмоции уплощены и не адекватны ситуации. Присутствует негативизм.

Эмоциональная сфера людей, страдающих аддикциями

Базовым стремлением аддикта является уход в психологически комфортное состояние от реальности. Личность аддикта как бы содержит в себе две части: здоровую и аддиктивную. Между этими частями существует конфликт. У аддиктивных лиц в целом наблюдаются такие нарушения в эмоциональной сфере, как снижение эмпатии, уход от глубоких эмоций в межличностном общении, уход от переживаний вообще. У лиц с аддиктивными расстройствами присутствует страх самоанализа, страх найти в себе что-то. Страх отвержения. Базовые чувства, присутствующие у аддиктов- это стыд и вина. Им стыдно за то, что они являются зависимыми. Они стараются как можно меньше времени проводить с объектом фиксации, но не могут. Тогда они начинают чувствовать большую вину. Зависимые часто обманывают своих близких, разуверивая их в факте своей зависимости. У аддиктов не представлено будущее. Основной защитный механизм аддиктов является отрицание. Большинство лиц с зависимым поведением не считают, что страдают подобными проблемами. Они заявляют, что при желании могут воздерживаться от объекта зависимости. Мышление у аддиктов может расщепляться, отделяться от эмоций. В качестве реакции на тяжёлые переживание иногда может возникать состояние эйфории. При идентификации алкогольно зависимых с потерянным объектом может возникать чувство скорби. Для людей с созависимым поведением характерно прилипание. Такие люди самостоятельно не принимают решений. Для аддиктов часто свойственна дихотомичность мышления. Они делят людей на очень хороших и очень плохих, причём очень хороший человек может легко стать очень плохим. Аддикт считает, что его желания должны сразу реализовываться. Если этого не происходит, то он может возненавидеть человека. В целом аддикты, особенно химические, часто фиксируются на предмете зависимости как способы облегчения своего эмоционального состояния. Люди, зависимые от марихуаны постепенно меняются личностно. Они становятся замкнутыми и погружёнными в себя Теряется интерес практически ко всему, то, что раньше нравилось, теперь вызывает раздражение.

При процессных аддикциях наблюдается схожий механизм. Способом фиксации также становится процесс, который помогает им облегчить эмоциональное состояние. Эти больные становятся нетерпимыми к замечанием, у них присутствует нежелание подавить эмоции. Может возникать общее беспокойство как и при химических зависимостях. Когда, например, эти эмоции возникают в игре, появляется желание почувствовать больший риск. В фантазиях они видят себя героями Люди с сексуальными аддикциями стараются скрывать их, применяя различные формы защитного поведения Они часто испытывают комплекс неполноценности. Чувство стыда, которое преобладало в детстве, находится в трансмутированном состоянии. Оно становится органическим компонентом и постоянно влияет на сферу переживаний. Внутренне эти люди убеждены, что не могут представлять интерес для других. Страх покидания вмонтирован в психику сексуально зависимых. Он не способны к близким отношениям, т. к. чем лучше партнёр относится к нему, тем больше аддикт будет его бояться. В случае пищевой аддикции человек может использовать еду как средство снятия напряжения. Если это происходит часто возникает переедание Человек начинает стесняться своего тела, подозревать, что все знают и показывают пальцем. Ц.П. Короленко пишет, что девочки, страдающие аддиктивным голоданием, обычно воспитываются в состоятельных и авторитетных семьях. Они ни в чём не нуждаются, но страдают от недостатка любви и внимания. Они чувствуют, что родители преуменьшают их возможности, не относятся к ним серьёзно. На первой стадии голодания возникает чувство преодоления, победы над собой. Чувство лёгкости. Но на дальнейших стадиях наступает истощение. Иногда подросток начинает непомерно есть, потом наступает раскаяние самообвинения в слабости. Люди, страдающие интернет-аддикцией, обычно ведут себя скупо в реальном общении. Они используют интернет в качестве самолечения, но это приводит к большим нарушениям. Возникает нежелание общаться с окружающими. Это компенсируется неудержимым влечением к общению в интернете. В жизни такие люди обычно не позволяют себе испытывать эмоции, в интернете человек может быть доволен собой, испытывать эмоции. Невозможность выйти в интернет приводит к отрицательным эмоциям, чувству пустоты, скуки. Человек может испытывать разочарование в реальном мире. Выделяется эксплицитный и имплицитный типы выражения эмоций. При эксплицитном типе эмоции выражаются во вне, при имплицитном типе- остаются внутри. Лица с такими типами аддикций, как работоголизм, переживают эмоции в себе. Они часто прибегают к феномену избегания как способу защиты. Какая-то обида становится генерализованной и переносится на отношения с другими людьми. Люди с работоголизмом не любят свободное время, они стараются контактировать с сотрудниками, задавать вопросы, связываться с офисом. Однако они безответственны в личных делах. Не способны к эмпатии не чувствуют эмоциональное состояние близких людей Они склонны к подозрительности, испытывают чувство зависти к чьему-то успеху. Постепенно нарастает непонимание в отношениях с другими людьми. Люди, испытывающие ургентную аддикцию, остро ощущают нехватку времени и испытывают потребность в дополнительных часах. Но, как только время появляется, они начинают испытывать тревогу. Вспыхивают неприятные мысли, обиды, могут возникнуть мысли с содержанием ревности.

Информация о работе Эмоциональное психическое состояние процесс