Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе изучается взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Разработка данной проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома “эмоционального выгорания” к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Общая характеристика работы
1.1. Актуальность работы
1.2. Наиболее существенные проблемы
1.3. Цель исследования
1.4. Задачи исследования
1.5. Объект исследования
1.6. Предмет исследования
1.7. Гипотеза исследования
1.8. Методологическая основа исследования
1.9. Методы и методики исследования
1.10. Научная новизна
1.11. Практическая значимость полученных результатов
1.12. Эмпирическая база исследования
ГЛАВА 2 Теоретическая часть
2.1. Стадии развития профессионального выгорания по В.В. Бойко

2.2. Главные причины развития профессионального выгорания
2. 3. Внутренние факторы обуславливающие профессиональное выгорание
ГЛАВА 3 Экспериментальная часть
3.1. Исследование синдрома "эмоционального выгорания" у мед/работников среднего звена Тучковской больницы
3.2. Основные направления профилактики "синдрома профессионального выгорания
3.3. Вывод по проведенному исследованию
Заключение
Рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф по метод иссл.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

       У медработников со стажем работы от 5 до 15 лет показатели фаз напряжения имеют тенденцию к снижению. Это объясняется определенным уровнем адаптации. Но для данной группы медработников характерны высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

      Наиболее устойчивыми к синдрому “эмоционального выгорания” оказалась группа медработников со стажем от 10 до 15 лет. Этот период деятельности связан с достижением определенного профессионального мастерства. В психологии труда данный профессиональный период называют периодом полной и устойчивой компенсации.

3.2. Основные направления профилактики синдрома “эмоционального выгорания”

1. Просветительная работа  о сущности и последствиях  профессиональной деформации.

2. Создание комнат “психологической  разгрузки” в лечебных учреждениях  для медперсонала.

3. Организация работы клинического  психолога.

4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Организация наставничества.

6. Учет мнения сотрудников  при выборе предпочтительного  коллеги.

7. Психологическое консультирование  как возможность проработки профессиональных  и личных проблем.

8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ.

9. Посильное решение жилищно-бытовых  вопросов.

10. Активный отдых, санаторно-курортное  лечение.

11. Постоянная внутренняя  работа медицинского работника  над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.

3.3. Таким образом, результаты проведенного уровня исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема синдрома “эмоционального  выгорания” является актуальной  в медицинской деятельности.

2. Синдром оказывает негативное влияние на здоровье медработников.

3. Выраженность фаз синдрома  не носит монотонный возрастающий  характер, существует определенная  закономерность его проявления, зависящая от возрастных и  профессиональных кризисов личности  медработника.

        Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу, что синдром “эмоционального выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.

 

 

 

 

 

 

 
                                             Заключение

        В ходе данной работы мы изучали эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности. При изучении нами были выполнены все поставленные задачи: провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирически исследовали эмоциональное выгорание и тревожность у медицинских работников, обобщили результаты исследования, сформулировали выводы и практические рекомендации.  
       Для решения задачи по изучению эмоционального выгорания у медицинских работников мы использовали методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, в ходе которой мы обнаружили, ведущими симптомами во всем синдроме «эмоционального выгорания» являются симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Это означает, что испытуемые неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Они проявляют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. У испытуемых накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». 
       Для решения задачи по изучению тревожности у медицинских работников мы использовали методику измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А.Немчинова), в ходе которой мы обнаружили высокотревожные эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. 
       Для того чтобы эмпирически установить взаимосвязь эмоционального выгорания с тревожностью у медицинских работников мы использовали метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и получили следующие результаты: изучаемые характеристики (эмоциональное выгорание и тревожность) находятся в статистически значимой взаимосвязи. Это означает, с увеличением показателей эмоционального выгорания тревожность будет увеличиваться, и наоборот. 
      Так как данная проблема очень актуальна в современном обществе, ее необходимо глубже изучать руководителям медицинских учреждений. 
Необходимо в дальнейшем изучать факторы, влияющие на тревожность (наличие невротического конфликта, психосоматических заболеваний и т.д.); рассмотреть возможности разработки, проведения и оценки эффективности коррекционных программ для медицинских работников; изучить динамику тревожности и эмоционального выгорания на протяжении работы в медицинском учреждении.

 
                                            Рекомендации

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания.

 Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки. 
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. 
Проще относитесь к конфликтам на работе. 
Чтобы обрести спокойствие и избабиться от тревог, следуйте правилу: 
Не подражайте другим, найдите себя и будьте самим собой.  
Если вам достался лимон, делайте лимонад. 
 
Синдром “эмоционального выгорания” можно преодолеть, соблюдая ряд условий:

 

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

         Разработка данной проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома “эмоционального выгорания” к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

                                      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

            Если вы ощущаете эмоциональное напряжение или затрудняетесь оценить свое эмоциональное состояние, но отмечаете в своей жизни наличие многих перечисленных факторов, заполните специальную анкету. Она предназначена для самооценки психологического состояния. При стремлении к объективности вы сможете определить у себя начальные признаки хронического утомления и переутомления, снижения устойчивости к стрессам и ухудшения физического состояния и вовремя принять нужные меры.

 

                       Помните: работа – лишь часть жизни.

 
 

 

                            Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 368 с. 

2. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание  в профессиональной деятельности  педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 25. – С. 1-13. 

3. Астапова, В.М. Тревога и тревожность / В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с. 

4. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А.Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2000. -352с. 

5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в  общении: взгляд на себя и на  других / В.В.Бойко. - М., 1996. – 244 с. 

6. Бойко. В.В. Правила эмоционального  поведения: Методическое пособие / В.В.Бойко. – СПб., 1997.- 156 с. 

7. Боллз, Э.В. Учитесь жить с Синдромом  Хронической Усталости / Э.В. Боллз. - М.: Изд-во МГУ, 1995. – 122с. 

8. Вальчук Э.А. Организация работы  среднего медицинского персонала  по этапам оказания медицинской  помощи / Э.А. Вальчук, П.Н. Михалевич // Тез. докл. пленума Белорусского общества терапевтов, Гомель, I ч.-1999.-с.34-35. 

9. Вальчук, Э.А. Сестринское дело  в Республике Беларусь: состояние  и перспективы / Э.А. Вальчук, Г.Е. Пецевич // Медицинская сестра на рубеже  ХХI века Сб.научн.работ.-Гродно, 2002.- С.137-139. 

10. Вечер, Л.С. Секреты делового общения / Л.С.Вечер. – Мн., 1996. – 367 с. 

11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.Старченкова – Санкт-Петербург. [и др.]: Питер: Питер Принт, 2005. – 336с. 

12. Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3- 16. 

13. Гринберг, Дж. Управление стрессом /Дж. Гринберг. – СПб.: 2002. – 496 с. 

14. Захарова, В.П. Методы практической  психологии общения: Учеб. Пособие / В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. – Л., 1990.- 196 c. 

15. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер.– 2-е изд., перераб., доп.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с. 

16. Кадьченко, Е.И. Медико-гигиенические  аспекты образа жизни врачей // Советское здравоохранение. 1987. №6. с.37-39. 

17. Климов, Е.А. Введение в психологию  труда / Е.А.Климов. - М.: 1998. – 350 с. 

18. Конечный, Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Воухал. Прага, 1990. – 412 с. 

 


Информация о работе Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности