Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе изучается взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.
Разработка данной проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома “эмоционального выгорания” к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Общая характеристика работы
1.1. Актуальность работы
1.2. Наиболее существенные проблемы
1.3. Цель исследования
1.4. Задачи исследования
1.5. Объект исследования
1.6. Предмет исследования
1.7. Гипотеза исследования
1.8. Методологическая основа исследования
1.9. Методы и методики исследования
1.10. Научная новизна
1.11. Практическая значимость полученных результатов
1.12. Эмпирическая база исследования
ГЛАВА 2 Теоретическая часть
2.1. Стадии развития профессионального выгорания по В.В. Бойко

2.2. Главные причины развития профессионального выгорания
2. 3. Внутренние факторы обуславливающие профессиональное выгорание
ГЛАВА 3 Экспериментальная часть
3.1. Исследование синдрома "эмоционального выгорания" у мед/работников среднего звена Тучковской больницы
3.2. Основные направления профилактики "синдрома профессионального выгорания
3.3. Вывод по проведенному исследованию
Заключение
Рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф по метод иссл.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО МО

Рузское медицинское училище ( техникум)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

ПО ПРЕДМЕТУ: методология научных исследований

 

 

 

ТЕМА: "Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности " 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    выполнила:  студентка 22 группы Богдан О. А.

 

                                                    преподаватель:    Казаку С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руза 2014

 

                                               Содержание 

        Введение

 

ГЛАВА 1   Общая характеристика работы

    1.1. Актуальность работы

     1.2. Наиболее существенные проблемы

     1.3. Цель исследования

     1.4. Задачи исследования

     1.5. Объект исследования

     1.6. Предмет исследования

     1.7. Гипотеза исследования

     1.8. Методологическая основа исследования

     1.9. Методы и методики исследования

     1.10. Научная новизна

     1.11. Практическая значимость полученных результатов

     1.12. Эмпирическая база исследования

ГЛАВА 2  Теоретическая часть

           2.1. Стадии развития профессионального выгорания по В.В. Бойко

              

              2.2. Главные причины развития профессионального выгорания

 

       2. 3.  Внутренние факторы обуславливающие профессиональное  выгорани

 

        ГЛАВА  3 Экспериментальная часть

 

       3.1. Исследование синдрома "эмоционального выгорания" у    мед/работников среднего звена Тучковской больницы

3.2. Основные направления профилактики "синдрома профессионального выгорания

        3.3. Вывод по проведенному исследованию

Заключение

Рекомендации

 Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 Введение

        В данной работе изучается взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников.

       Разработка данной  проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома “эмоционального выгорания” к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

 

                    ГЛАВА 1: Общая характеристика работы 
1.1. Актуальность работы: в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному выгоранию». Однако исследования носили главным образом эпизодический характер. Наиболее интенсивно синдром «выгорания» (burnout) начал развиваться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы выгорания приобрело на Западе практически массовый характер.             Трудности исследования синдрома до 80-х годов связаны с неопределенностью и многокомпетентностью его описательных характеристик, а так же с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями. 
       Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались такие ученые как Х.Дж. Фрейденберг, Моховиков А.Н., Аминов Н.А., В.В.Бойко и другие. Х.Дж. Фрейденберг рассматривал эмоциональное выгорание как характеристику психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В.В.         Бойко рассматривал эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. 
        Эмоциональное выгорание – многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезоентированного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения. 
       Однако рассмотренные ими вопросы отвечают лишь на часть поставленных, поэтому исследование в этой области продолжаются и в наши дни. 
Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600. В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается почти в геометрической прогрессии.  
         Исследованием проблемы тревожности занимались такие ученые как З. Фрейд, Миллер и Маурер, А.М. Прихожан, Тейлор, Т.А.Немчикова, Спилбергер и многие другие. З.Фрейд утверждал, что тревожность есть диффузное опасение, которое неспецифично, рассеянно и беспредметно. Спилбергер, О'Нейл и Хансен рассматривали тревожностью как черту характера и тревожностью как состояние.  
      Рассмотренные ими вопросы имеют свои достоинства и недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. 
         Список вопросов, очень важных как с научной, так и с практической точек зрения, и мнений исследователей, которые значительно расходятся, очень обширен.

1.2. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются следующие проблемы:  
1) соотношение тревожности и страха;  
2) тревожности как переживания, не связанного с каким—либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянной с какой—либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность); 
3) сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.  
В настоящее время в психологической периодической печати часто появляются публикации, касающиеся проблем эмоционального выгорания и тревожности. Это указывает на возрастание интереса к изучению данных проблем. 
      В данной дипломной работе мы попытаемся выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 
1.3. Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 
1.4.Задачи исследования: 
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 
2. Эмпирически исследовать эмоциональное выгорание и тревожность у медицинских работников. 
3. Установить взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 
4. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и практические рекомендации. 
1.5. Объект исследования: средний медицинский персонал. 
1.6. Предмет исследования: заимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 

1.7. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 
1.8. Методологическая основа исследования:  методология нашего исследования строится на авторском подходе В.В.Бойко, в котором он утверждал, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения; на взглядах Тейлора и Т.А.Немчинова.  
1.9.Методы исследования:  
1. Общенаучные (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.); 
2. Методы сбора информации (метод тестов); 
Метод статистической обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. 
1.10. Методики исследования: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчиновой).  
1.11. Научная новизна: в нашей работе мы сделали акцент на изучение особенностей эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников, попытались найти взаимосвязь между ними, проанализировали и сопоставили данные полученные в результате изучения эмоционального выгорания и тревожности у медицинских работников. 
Практическая значимость полученных результатов: изучение данной проблемы может существенно помочь как психологам, так и педагогам в профилактической работе с медицинскими работниками. Зная особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников, мы можем спрогнозировать их уровень тревожности и максимально уменьшить или свести до 0.  
1.12. Эмпирическая база исследования:

     Эмпирической базой выступило Тучковское районное территориальное медицинское объединение. В качестве испытуемых выступил средний медицинский персонал в возрасте от 24 до 59 лет. Выборка исследования составляет 52 человека, из них 37 женщин и 15 мужчин.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                               ГЛАВА  2: Теоретическая часть


      Профессиональное выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

      В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1. Фаза напряжения.

 Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.

2. Фаза резистентности.

Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.

3. Фаза истощения.

      Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

      Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

2.1. Главные причины развития синдрома эмоционального выгорания :

        Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей - тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).

 

2.2. К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся:

     Склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Экспериментальная часть 
3.1. Исследование синдрома “эмоционального выгорания” у медицинских работников среднего звена Тучковской больницы

 

       Предпосылкой исследования послужила следующая гипотеза: синдром “эмоционального выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности медицинских работников и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.

       Исследование проводили на базе Тучковской городской больницы . В тестировании приняли участие 69 медицинских работников с различным стажем работы: 55 медсестер, 5 лаборантов, 3 фельдшера, 6 врачей.

              В исследовании использовали следующие методы:

1. Тестирование.

2. Диагностика симптомов  “эмоционального выгорания”, уровня  сформированности и фаз развития  этого синдрома (напряжение, резистенция, истощение) при помощи методики  “эмоционального выгорания” В. Бойко.

                                     ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

        Медицинские работники Тучковской  больницы получили бланки анкет (см. приложение), а также инструкцию по применению методики исследования синдрома “эмоционального выгорания”.

       Тестирование проводили индивидуально и небольшими группами. На основании полученных результатов проводили корреляционный анализ результатов и подсчитывали достоверность полученных данных с помощью коэффициентов Стьюдента по фазам синдрома.

       Результаты проведенного исследования позволили установить, что у 60% медработников синдром сформировался на момент обследования, у 39% – находится в стадии формирования. На данном этапе исследования с помощью методики выявили уровень сформированности синдрома “эмоционального выгорания” и его ведущие симптомы у медсестер и врачей в процессе выполнения профессиональной деятельности.

3.1. Результаты исследования свидетельствуют, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома “эмоционального выгорания”.

1. У группы медработников  со сформировавшимся “эмоциональным  выгоранием” в фазе напряжения  наиболее выражен симптом “загнанность  в клетку” (18%), демонстрирующий ответную  реакцию на факторы, способствующие  формированию “эмоционального выгорания”; в фазе резистенции доминирующими симптомами являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (44%), редукция профессиональных обязанностей (41,5%), представляющие собой приемы психологической защиты; в фазе истощения ведущими симптомами являются эмоциональная отстраненность (24,75%).

2. У группы медработников  с формирующимся “эмоциональным  выгоранием” доминирующими симптомами  являются переживание психотравмирующих  обстоятельств (22%), расширение сферы  экономии эмоций (17,5%), редукция профессиональных обязанностей (20,25%) .

      Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика “эмоционального выгорания”» были выделены три группы медработников по уровню его сформированности: 1) с отсутствием “эмоционального выгорания”, 2) с формирующимся “эмоциональным выгоранием”, 3) со сформировавшимся “эмоциональным выгоранием”.

       У медработников с меньшим стажем работы (до 5 лет) сильнее выражены симптомы фазы напряжения (25%). Скорее всего это связано с процессом адаптации начинающего медика к профессиональной деятельности, принятием новой роли, несоответствием ожидаемого и действительного. Для медработника со стажем более 15 лет сильнее выражены симптомы фазы истощения, что свидетельствует о “приедании” профессии с увеличением стажа работы, истощении нервной системы, общей усталости. В целом выраженность фаз синдрома “эмоционального выгорания” не носит монотонный возрастающий характер .

       Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что для медработников со стажем работы от 1 до 5 лет показатели фаз напряжения имеют наиболее высокие показатели. Сказывается недостаток опыта работы, который приводит к трудностям в общении, психологической дисгармонии. Можно предположить, что низкая зарплата, как правило, отсутствие жилья, дестабилизирующая организацию профессиональной деятельности, приводит к развитию высоких показателей симптомов фаз “эмоционального выгорания”.

Информация о работе Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем тревожности