Эмоции, стресс и психологическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 14:11, реферат

Краткое описание

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМОЦИИ.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Характер и стиль жизни могут сильно влиять на стрессорную предрасположенность. Поэтому определим стрессовый стиль жизни. Он таков, если человек:

1. Испытывает хронический неослабевающий стресс.

2. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций.

3. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками).

4. Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе.

5. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени.

 

-12-

 

 

 

6. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий.

7. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме).

8. Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью).

9. Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой.

10. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить» и облапошить).

11. Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора.

12. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей.

13. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно.

Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-13-

 

СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

Психологическое здоровье - это важный компонент в развитии личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие, доброжелательность, умение справляться с жизненными трудностями и много другое.

Психологическое здоровье во многом зависит от умения координировать свое психическое состояние. Важным аспектом в этом вопросе является психическая регуляция личности.

Граве П. С., изучая вопросы психической регуляции, связанные с влиянием стресса на психическое здоровье человека, выделил следующие уровни регуляции:

1) вегетативно-гуморальный, поддерживающий гомеостаз;

2) нервно-соматический или рефлекторный;

3) подсознательный, обеспечивающий экономичность поведения;

4) эмоциональный с аварийными (видовыми) алгоритмами поведения;

5) сознательный, разрабатывающий стратегию и тактику целостного поведения.

В последнее время предлагается попытка разработать теоретическую схему определения функциональных особенностей эмоциональной регуляции деятельности, определив ее место в общей структуре регуляции деятельности.

Ценности личности не только могут осознаваться ею, но и вызывают определенное эмоциональное отношение у нее. Эмоции, переживаемые личностью по отношению к собственным ценностям, являются актуальным регулятором деятельности на этапе ориентировки.

Основной функцией эмоционального отношения на этапе ориентировки является согласование выбираемых личностью способов достижения целей деятельности с содержанием ее основополагающих ценностей.

Известно, что различные эмоциональные состояния по-разному сказываются на эффективной волевой регуляции, ослабляя или усиливая ее.

В случае разнонаправленности мотивационных и эмоциональных процессов волевая регуляция может заключаться в уменьшении нежелательных эмоциональных состояний, т. е. сводиться к произвольной регуляции эмоциональных процессов.

-14-

 

При этом произвольное усиление мотивации может не выступать особой задачей, если уровень мотивации достаточно высок для инициации деятельности. В некоторых случаях (например, в состоянии страха, неуверенности) требуется как раз создание дополнительного побуждения, вызывающего действие, несмотря на противодействующее этому эмоциональное состояние.

Закономерности произвольной регуляции эмоциональных процессов и мотивации не совпадают между собой, хотя и обладают рядом общих черт и имеют общий «знаменатель» - личность человека.

Однако если в технике саморегуляции эмоциональных состояний в значительной мере можно обучаться, то умение волевой регуляции действия необходимо воспитывать, расширяя содержание ценностно-смысловой сферы сознания, формируя твердые убеждения и прочные жизненные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вопросы, связанные с эмоциями, стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее психологическое здоровье человека всегда будут актуальными в современном обществе.

Несмотря на то, что на сегодняшний день общество обладает разными ресурсами, техническими достижениями, обеспечивающими человека техническими удобствами, скоростью передачи информации, что дает большую экономию времени и временных ресурсов, так необходимых современному человеку.

Однако до сих пор многие из нас не умеют регулировать свое эмоциональное состояние, связанное с внешними факторами и внутренней оценкой личности на определенные условия окружающей действительности.

Таким образом, каждый человек должен в идеале обладать высоким психическим здоровьем, чтобы противостоят стрессовым факторам, окружающих современную личность повсюду.

Социальная нестабильность и высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня внутренней эмоциональной устойчивости.

Знание особенностей эмоциональной неустойчивости личности может помочь в деле профилактики возможных личностных и эмоциональных нарушений, связанных с акцентуацией или негативными тенденциями развития данной черты у личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-16-

Литература:

Китаев- Смык Л.А. «Психология стресса». - М, 1983г.;

Коврова М. В. «Психология и психопрофилактика стресса в молодежной среде».- Кострома, 2000г.;

Маклаков А.Г. «Общая психология». - Питер, 2010г.;

Апчел В.Я., Цыган В.Н. «Стресс и стрессоустойчивость человека».- Питер, 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-17-

 

ПЛАН РЕФЕРАТА НА ТЕМУ «ЭМОЦИИ, СТРЕСС и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ».

 

1.     ВВЕДЕНИЕ.

2.     ЭМОЦИИ.

3.. ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА.

 

4.    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ.

 

5.    СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.

 

6.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 



Информация о работе Эмоции, стресс и психологическое здоровье