Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а некое переживание. Одни события вызывают у него радость, другие - негодование, одни вещи ему нравятся, другие нет, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Содержание

Введение………………………………..………………………………3
1. Общая характеристика эмоций и чувств………………………4
2. Эмоциональные состояния и высшие чувства……………..…6
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека……...12
Заключение……………………………………………………..……17
Список литературы…………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.по псих..doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Переживания, возникающие в процессе  умственной  деятельности,  называют интеллектуальными  чувствами.  Любопытство,   любознательность,   удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче  ,  чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний  –  вот  примеры  такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение  человека  к  своим  мыслям, процессу  и  результатам  интеллектуальной  деятельности.   Интеллектуальные чувства связаны  с  умственной,  познавательной  деятельностью  человека   и постоянно сопровождают ее.

Осуществляемая  познавательная   деятельность   вызывает   целую   гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается  с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень  важное качество, стимул познавательной  деятельности.  Чувство  сомнения  возникает при  несоответствии  гипотез  и  предположений  с   некоторыми   фактами   и соображениями.   Оно    необходимое    условие    успешной    познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.

К интеллектуальным чувствам  относятся  и  чувства  юмора  и  иронии,  в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному  им  объекту.

Чувство юмора испытывают к  явлению  или  лицу,  которое  с  одной  стороны, расценивается  положительно  и  вызывают  добродушный  смех.  Чувство  юмора типично для  людей  добродушных,  любящих  жизнь  и  тонко  чувствующих  как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям  и к самому себе. Ирония выступает в оценочных  суждениях,  которые  беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки,  допущенные  им  в жизни. В иронии действительное расценивается с позиций идеального.

К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется  во  всех  областях познавательной  творческой  деятельности:  науке  и  технике,   культуре   и искусстве.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии  и  создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни  восхищались  красотами  природы или шедеврами  искусства,  нам  хочется  еще  и  еще  раз  насладиться  ими.

Таким образом,  предложенное деление чувств на отдельные  виды  является до  некоторой  степени  условным,   так   как   в   переживаниях   человека, сопровождающих  его   жизнедеятельность,   чувства   выступают   в   слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя,  обогащая  и  переходя  друг  в друга.

Высшие  чувства  возникают  у  человека  на  базе   удовлетворения   или неудовлетворения его высших  духовных  потребностей.  Высшие  чувства  имеют ярко  выраженный  общественный  характер  и  свидетельствуют  об   отношении человека как общественного существа к различным сторонам и  явлениям  жизни.

Содержание  высших  чувств,  их  направленность  определяются  мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.

 

 

3.     СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) - организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

Реакция тревоги  состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств - силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности - интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".

Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" - острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами - крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры).

Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия - жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция - возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая "грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние - дистресс (от англ. distress - горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.

Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправленности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.

Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Фрустрация (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния.

Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели.

Реакцией на состояние фрустрации могут быть следующие основные типы «замещающих» действий: «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, то есть переход к действию в своеобразном «магическом» мире; возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий «регресс» поведения, то есть переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

апатия

агрессия и деструкция;

стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог  можно  сказать,  что  в  процессе  удовлетворения  своих потребностей  у  человека  может  возникнуть  как   положительное,   так   и

отрицательное отношение к реальной действительности. Субъективно это выражается в особых  состояниях удовольствия   или   неудовольствия.   Психические   процессы,    отражающие удовлетворение  или  неудовлетворение  жизненных  потребностей   человека   и получающие  выражение  в  переживаниях  удовлетворения  и  неудовлетворения, называются чувствами или эмоциями.

Характерным  признаком  эмоций  является  резкое   внешнее   их выражение в физических и физиологических изменениях,  которые  происходят  в организме.

Можно выделить следующие разновидности эмоций (чувств):

- по содержанию - более простые (гнев, страх, радость, горе и  т.д.)

-  по  форме  протекания   -  настроения,   собственно   эмоциональные

состояния, аффекты, страсть и т.д. Остановимся на них.

Настроение - длительное и сравнительно слабо выраженные  эмоциональные состояния, которые возникают в результате столь  же  длительно  и  постоянно действующих на человека благоприятных и неблагоприятных факторов. Собственно эмоциональные состояния  возникают  время  от  времени  под влиянием создавшихся конкретных условий и обычно носят  ярко  и  определённо выраженный,  в  отличие  от  настроений,  характер  (страх,  гнев,  радость, ненависть).

Аффекты  -  эмоциональные  состояния,  которые  протекают  чрезвычайно бурно и интенсивно и могут быть связаны  с  потерей  контроля  сознания  над поведением человека.

Страсть  -  чрезвычайно  длительное   и   интенсивное   эмоциональное состояние, которое  накладывает  неизгладимый  отпечаток  на  всё  поведение человека.

Информация о работе Эмоции и чувства