Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:46, лекция

Краткое описание

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Содержание

Эмоции и чувства как особая сторона психической жизни человека
Функции эмоции
Классификация эмоций по форме протекания
Связь эмоций с потребностями и мотивами
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Вложенные файлы: 1 файл

Тема лекции.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

Тема лекции: Эмоции и чувства

Цель лекции: Сформировать представление у студентов о таких понятиях как  эмоции, чувства, стресс. Ознакомить с основными направлениями в исследовании эмоций.

План лекции:

  1. Эмоции и чувства как особая сторона психической жизни человека
  2. Функции эмоции
  3. Классификация эмоций по форме протекания
  4. Связь эмоций с потребностями и мотивами
  5. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

 

Список использованной литературы:

Задание на самостоятельную работу по теме «Основные направления в исследованиях эмоций»:

а) Интеллектуалистическая теория Г.Гербарт, В.Вундт «Трехмерная теория»

б) Ретроспективная теория Ч. Дарвина

в) Периферическая теория Джемса-Ланге

г) Центральная теория эмоций Кеннона-Барда, Павлова, Линдсли-Хебба.

д) Биологическая теория эмоций Анохина

е) Когнитивная теория Л.Фестингера-В.Л.Симонова

Письменное задание:

  1. Формы и виды эмоций
  2. Стресс- формы и виды стресса

 

Лекция

  1. Определение эмоций и чувств.

 

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Эмоции -- особый класс субъективных психологических состоя-ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият-ного или неприятного процесс и результаты практической деятель-ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей че-ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при-чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

 

  1. Функции эмоций

 

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности  ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей  и т.д. мы оцениваем посредством  соответствующей эмоции. Это переживание  голода или — ощущение сытости.

Существуют несколько  функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.

Отражательная функция  эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные  способности человека формируются  не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных  сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.

Оценочная или отражательная  функция эмоции непосредственно  связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина — электрическая стимуляция лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.

Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные  сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением  для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному  животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобождение, избегание  его. Получение награды ассоциируется  с возникновением положительных  эмоций. Поэтому "только интеграция голодового возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную потребность, т.е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса" (Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987).

. Подкрепляющая функция  эмоций наиболее успешно была  исследована на экспериментальной  модели "эмоционального резонанса", предложенной П.В. Симоновым. Было  обнаружено, что  эмоциональные  реакции одних животных могут  возникать под влиянием отрицательных  эмоциональных состояний других  особей, подвергнутых воздействию  электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А.Преображенской, в которых собака-"жертва" подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-"наблюдателя", у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма. Это указывает на появление у нее негативного эмоционального напряжения. В таких условиях собака-"наблюдатель" способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-"жертве". Выработка такого инструментального рефлекса у собаки-"наблюдателя" сопровождается снижением у нее ЧСС и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного  уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые  проявляют себя в эмоциональных  переживаниях. Оценки через эмоциональные  переживания обладают побуждающей  силой и могут определять выбор  поведения.

Переключательная  функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются "языком человеческих чувств", средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Существуют генетически  заданные универсальные комплексы  поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных  эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные  движения животных управляются самостоятельным  нейрофизиологическим механизмом.  Стимулируя электрическим током  различные точки гипоталамуса у  бодрствующих кошек, исследователи  смогли обнаружить два типа  агрессивного поведения: "аффективную агрессию" и "хладнокровное" нападение. Для  этого они помещали кошку в  одну в одну клетку с крысой и  изучали влияние стимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При стимуляции одних точек гипоталамуса у кошки  при виде крысы возникает аффективная  агрессия. Она набрасывается на крысу  с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие  реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При "хладнокровном" нападении, которое  наблюдается при стимуляции другой группы точек гипоталамуса, кошка  ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних  эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое  поведение не сопровождается демонстрацией  агрессии. Наконец, еще раз изменив  локализацию электрода, у кошки  можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом, демонстративные  реакции животных, выражающие эмоциональное  состояние, могут быть включены в  поведение животного, а могут  и не быть использованы. Центры или  группа центров, ответственных за выражение  эмоций, находятся в гипоталамусе.

Коммуникативная функция  эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического  механизма, обуславливающего осуществление  внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных  движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на эмоциональное  выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы, обнаружены в верхней височной коре и в  миндалине у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация  эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли  в возрасте 5-6 лет.

Информация о работе Эмоции и чувства