Эмоции и культра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы: подробно и детально изучить взаимосвязь эмоций с культурой.

Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Вынести понятие эмоции;

2. Классифицировать эмоции;

3.Раскрыть понятие эмоциональной культуры;

4. Уяснить составляющие эмоциональной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ………………………….7

1.1.Понятие эмоций………………………………………………………….7

1.2 Формирование общей эмоциональной направленности……………..10

1.3 Классификация эмоций………………………………………………...16

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА…………………………………………...22

2.1. Эмоциональная культура……………………………………………...22

2.2 Составляющие эмоциональной культуры…………………………….24

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЭМОЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………29

3.1 Культурные сходства и различия в концепции эмоций……………...29

3.1.1 Концепция и определение эмоции……………………………….29

3.1.2 Локализация эмоции………………………………………………32

3.1.3 Значение эмоций для людей и их поведения……………………34

3.2 Основные последствия элиминирования эмоций в современной культуре……………………………………………………………………..35

3.3 Межкультурные различия и депрессия……………………………….36

3.4 Многофакторная модель эмоциональных расстройств……………...37

3.5 Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека……………………………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Эмоции и культура.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Эмоции представляют одну из форм отражения сознанием реального мира. При этом эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Принято различать низшие эмоции, которые связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, в основу которой положены инстинкты, являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, представляющие подлинно человеческие эмоции - чувства. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек опирается на  исторически выработанные нравственные и эстетические понятия, как честь, добро, зло, красота, уродство и т.д. Тут обязательно стоит провести разграничения, чтобы не смешивать чувства и эмоции. В действительности строго научное использование  термина « эмоции» ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам[5].

Для сохранения психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это необходимо учитывать, воспитывая младшего подростка в том случае, когда эмоциональная сфера претерпевает переходной период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

 

 

 

1.2 Формирование общей эмоциональной направленности

 

В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.

Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Однако они всегда являют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой моральной направленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а счастье представляет собой не только объективные достижения человека, но и определенные его яркие переживания, ценные сами по себе.

В свое время было установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально- мировоззренческой. Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности человека:

     Альтруистический тип

Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально- мировоззренческих взглядов.

     Коммуникативный тип

Как тип общей эмоциональной направленности человека, он близок к альтруистическому. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными.

Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний - это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности - самый распространенный, особенно среди девушек. По результатам исследований Б. И. Додонова, к нему принадлежит около четверти всех юношей[6].

     Праксический тип

Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности.

Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых - своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути.

Люди этого типа менее требовательны к виду занятий (лишь бы они приносили ощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к их форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.

Распространенность праксического типа может сильно колебаться в разных профессиональных группах людей.

     Гностический тип

Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему. Представители гностического типа так говорят о себе: «Для меня самое приятное переживание - разобраться в трудном вопросе» или: «Самое приятное чувство - решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно»[7].

     Романтический тип

Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которого я переживаю).

Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и ученых, которые пролагают новые пути в науке.

Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Подростков с романтическим типом эмоциональной направленности чаще всего удается выявить по их безудержному увлечению приключенческой литературой[8].

     Пугнический тип

Название этого типа общей эмоциональной направленности происходит от латинского слова «pugno» - бороться. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить - значит рисковать», как сформулировал свое кредо один из известных итальянских альпинистов. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе нечто приятное, как для детей, слушающих «страшные» сказки.

     Эстетический тип

Люди, относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного - вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.

Как и все другие типы общей эмоциональной направленности людей, эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.

     Глорический тип

Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типом эмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.

     Акизитивный тип

Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью».

Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоценности приобретений[9]. Поскольку такая самоценность порою может сочетаться со специальной целью, иногда даже общественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.

     Гедонический тип

Гедонизм в переводе с греческого означает «наслаждение». По признаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждение человека, выделяются и все остальные типы эмоциональной направленности. Однако у всех остальных их наслаждение неразрывно связано с целенаправленной деятельностью. «Гедонисты» же любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие[10]:

      Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека.

      Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о

      счастье.

Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональной направленностью отнюдь не чужды и все другие побуждения. Но они существуют не независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им[11].

 

 

 

 

1.3 Классификация эмоций

 

Многогранность эмоций, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности исключают возможность их простой линейной  классификации[12]. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит довольно внушительно.

Эмоции различаются по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций.

В современном мире в эмоциональной сфере принято выделять 5 групп эмоционального переживания, куда включены: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект является сильной, бурной, но относительно кратковременной эмоциональной реакцией на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека. Это могут быть ярость, гнев, ужас и др[13].

Собственно эмоции представлены как непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как проявление реакции на ситуацию, в отличие от аффекта она характеризуется большей длительностью и меньшей интенсивностью, так как представляет собой душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Под настроением понимается общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение характеризуется разнообразием: может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий[14].

Настроение, безусловно, накладывает на поведение человека существенный отпечаток, стимулируя или подавляя деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Легко и приятно работается человеку, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже идёт дело, он человек встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение задевает и работу окружающих. Человеку не следует становиться рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться. Поэтому человеку необходимо приобретать умение управлять своим настроением. Для этого полезно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Информация о работе Эмоции и культра