Эмиль Крепелин. Личность и достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

Известен как автор современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний. Первым создал концепцию «dementia praecox» — прообраза шизофрении; близкую к современной концепцию маниакально-депрессивного психоза и паранойи; внёс огромный вклад в понимание врождённого слабоумия и истерии. Предложил учение о регистрах. Был пионером культурной психиатрии и психофармакологии. Крепелин также известен своей широкой педагогической деятельностью и гражданской позицией профилактики алкоголизма. Описал и исследовал множество психиатрических понятий: парафрения, шизофрения, олигофрения, кверулянтский бред, ониомания, болезнь Альцгеймера и другие. Среди трудов по патопсихологии известен метод «счёт по Крепелину».

Содержание

1. Введение
2. Биография
2.1. Семья. Ранние годы
2.2. Студенческие годы и начало научной деятельности
2.3. Личная жизнь
2.4. Работа Э. Крепелина как приват-доцента и профессора
2.5. Увлечения и последние годы жизни
3. Главные профессиональные достижения
3.1. Концепция маниакально-депрессивного психоза и паранойи
3.2. Об эпилепсии и умственной отсталости
3.3. Классификация психических заболеваний
3.4. Концепция «dementia praecox»
3.5. Учение о регистрах
3.6. Психофармакологические исследования
3.7. Методика «Счет по Крепелину»
4. Заключение
5. Литература
6. Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

эмиль крепелин.docx

— 485.44 Кб (Скачать файл)

 

 




                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХНПУ им. Г.С. СКОВОРОДЫ

 

 

 

                                                                                      Кафедра практической психологии

Реферат

На тему: «Эмиль Крепелин. Личность и достижения»

                                                                                                                       

                                                                                                                        Подготовила:

студентка 15-ПА группы

                                                                                                                        Колесник Ю.С.

                                                                                                                        Проверил:

                                                                                                                        руководитель

                                                                                                                        Хомуленко Б.В.

 

 

                                                                                                                      

 

 

 

Харьков - 2013

 

 



 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Биография
    1. Семья. Ранние годы
    2. Студенческие годы и начало научной деятельности
    3. Личная жизнь
    4. Работа Э. Крепелина как приват-доцента и профессора
    5. Увлечения и последние годы жизни
  3. Главные профессиональные достижения
    1. Концепция маниакально-депрессивного психоза и паранойи
    2. Об эпилепсии и умственной отсталости
    3. Классификация психических заболеваний
    4. Концепция «dementia praecox»
    5. Учение о регистрах
    6. Психофармакологические исследования
    7. Методика «Счет по Крепелину»
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложения

 

 

 Введение

 Эмилю Крепелину несомненно принадлежит особое место среди выдающихся специалистов в области психиатрии. Он является одним из основателей нозологического направления, выдающимся клиницистом и систематиком. Уже в 90-е гг. XIX в. он пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный  импульс для развития клинической психологии.  Крепелин решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавших в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии. Известен как автор современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний. Первым создал концепцию «dementia praecox» — прообраза шизофрении; близкую к современной концепцию маниакально-депрессивного психоза и паранойи; внёс огромный вклад в понимание врождённого слабоумия и истерии. Предложил учение о регистрах. Был пионером культурной психиатрии и психофармакологии.  Крепелин также известен своей широкой педагогической деятельностью и гражданской позицией профилактики алкоголизма. Описал и исследовал множество психиатрических понятий: парафрения, шизофрения, олигофрения, кверулянтский бред,  ониомания, болезнь Альцгеймера и другие. Среди трудов по патопсихологии известен метод «счёт по Крепелину».

 Карл Ясперс, считавший, что  психиатрия как наука не дала  миру ни одного гения, тем не  менее, выделял троих наиболее  выдающихся ученых — Карла  Вернике, Эмиля Крепелина и Пауля Мёбиуса. Среди них Эмиль Крепелин занимает особое место, так как основы его концепции сохраняют свое значение до настоящего времени, а клиническое мастерство может служить примером для современных врачей, посвятивших себя служению психиатрии. Курт Шнайдер в речи, посвященной 100-летнему юбилею Э. Крепелина, специально отметил, что “опорные столбы”, поставленные Э. Крепелином, всегда будут сохранять свое значение в психиатрии.

 

 Биография

  Семья. Ранние годы.

 Э. Крепелин  родился 15 февраля 1856 году в Нойштрелице.

Отец Эмиля - Карл Крепелин был сыном Христиана Генриха Крепелина и Каролины Бергнер из Виттенберга. Он был учителем музыки и актёром, другом Ф. Рейтера  и декламатором его сочинений. До Мартовской революции Карл Крепелин был оперным певцом и актёром в Королевском театре в Нойштрелице, однако позже был вынужден уйти и стал скромным учителем. Однако в доме Крепелинов царила оживлённая атмосфера, более того, у отца Крепелина начали собираться ремесленники и мелкие чиновники. В результате было организовано «Субботнее общество», которое стало центром культурной жизни города, целью которого было «путём пробуждения и инициативы побуждать к добру. Истинное и хорошее развитие и подъём духовной и общественной жизни при содействии его членов».

 Мать - Эмили Крепелин - дочь музыканта Иоганна Готлиба Лехманна и Фредерики Бензингер.

Братом Эмиля был К. Крепелин (1848—1915) — в будущем известный биолог. Кроме него, Эмиль имел ещё одного старшего брата Оттона и сестру. Остальные дети рано умерли.

Первым местом обучения  будущего знаменитого психолога стала гимназия Каролинум в родном Нойштрелице, где в 1874 получил аттестат зрелости. Решение учиться медицине он принял под влиянием знакомого врача, друга отца.

 

  Студенческие годы и начало научной деятельности

Свои студенческие годы он провел в Вюрцбурге, Мюнхене и Лейпциге. На медика Эмиль Крепелин учился в Вюрцбургском (поступил в 1873) и Лейпцигском университете.  Психиатрией заинтересовался после неоднократных посещений клиники Вюрцбургского университета. По истечении трех лет своих медицинских занятий в Лейпциге, а потом в Вюрцбурге он пишет конкурсное сочинение на тему “О влиянии острых заболеваний на происхождение душевных болезней”. Уже в этом сочинении обнаружились истоки того строго естественно-научного направления, которое служит характеристикой всей деятельности ученого. Этим он обязан своему учителю Ринекеру в Вюрцбурге, о котором Э. Крепелин всегда вспоминал с благодарностью и большим уважением. На молодого исследователя большое влияние оказала личность В. Вундта и его работа “Физиологическая психология”. Он становится одним из усердных работников Лейпцигской лаборатории, где успешно развивалась молодая наука, ставившая вопросы разрешения проблем “души человека и животных” при помощи точных измерительных методов. В 1877 Эмиль Крепелин закончил образование и в 1879 стал ассистентом Б. А. фон Гуддена в Верхнебаварской психиатрической больнице в Мюнхене вместо А. Фореля, занявшего кафедру психиатрии в Цюрихе. С этого момента начинается психиатрическая карьера Э. Крепелина. Сам Б. Гудден был знатоком мозговой анатомии и большим скептиком в области диагностики и прогностики душевных заболеваний. По-видимому, убеждение Б. Гуддена в крайней неудовлетворительности всей теоретической психиатрии не могло не оказать влияния на Э. Крепелина. Возможно, что в это время в нем укрепляется мысль воспользоваться экспериментально-психологической методикой для точного диагноза и подразделения душевных болезней.

 У Гуддена он учился 4 года. Уделял внимание нейроанатомической работе, но его интересы были уже сосредоточены больше на психологии, чем нейроанатомии. Вероятно, во время работ за микроскопом ему мешали проблемы со зрением. Бернхард Алоиз фон Гудден был неудовлетворён теоретической психиатрией («Этого я не знаю», говорил он о точности диагноза, а, тем более, прогноза). Это подталкивало его ученика к разработке экспериментально-психологической методики для постановки диагноза и установления прогноза. В это время Э. Крепелин использует психологические методы В. Вундта для исследования влияния на человека алкоголя, медикаментов и усталости.

 В 1882 году Э. Крепелин снова переехал в Лейпциг ассистентом к К.Флексигу, скорее всего для того лишь, чтобы быть ближе к В.Вундту. В 1883 году Э. Крепелин выпустил “Компендиум по психиатрии”, своеобразное краткое руководство, которое еще не отличалось оригинальностью позиции будущего новатора-систематика, но стало первым опытом для подготовки будущего учебника по психиатрии.

Среди других увлечений молодого учёного в то время была астрономия, а именно — гипотеза Канта и Лапласа-Роша.

 

  Личная жизнь

 Женился на Инне Швабе (1855—1944), 4 октября 1884 в Затове, которая была  родом из Нойстерлица- дочь Эрнста Шваба из Гельсдорфа и Генриетты, девичья фамилия Ставе. С ней он был помолвлен с 15 лет. В ноябре 1885 у них родилась дочь, умершая через несколько часов после рождения. Всего от брака родилось 8 детей, 4 дочерей достигли зрелого возраста, остальные четверо умерли в детстве. Одна из дочерей, Антонина, вышла замуж за химика Карла Фридриха Шмидта (1887—1971).

 

Работа Эмиля Крепелина  как приват-доцента и профессора

 По совету В. Вундта во  время пасхальных каникул в 1883 он написал «Компендиум по  психиатрии». Кроме того, Эмиль Крепелин подрабатывал в течение нескольких месяцев, работая в психиатрической больнице в Гёрлице ассистентом К. Л. Кальбаума. В том же году закончил реабилитационную диссертацию под руководством М. фон Петтенкофера и получил звание приват-доцента. Весной 1884 вскоре переехал в Дрезден, где стал главой местной психиатрической больницы. Это несколько поправило его финансовое положение. С августа 1884 по апрель 1885 работал в психиатрической больнице в Любеже.

 Получив в 1886 году звание  профессора, Крепелин переходит к новому важному этапу  — это работа уже в должности профессора в Дерптском университете (Тарту), куда его рекомендовал Г. Эммингауз. Там он прожил 5 лет, руководя психиатрической клиникой, продолжая занятия по экспериментальной психологии, переписываясь с В. Вундтом, подготавливая, обрабатывая и дополняя материал для последующих изданий учебника по психиатрии.

Лекции Э. Крепелина в Дерпте, как об этом вспоминает его слушатель известный русский писатель-врач В. В. Вересаев, собирали в аудитории студентов со всех факультетов — настолько яркими, содержательными и доходчивыми были они, вызывая интерес к клинической психиатрии, которая уже тогда излагалась автором совершенно по-новому с позиции нозолога-клинициста На базе университета Крепелин развернул экспериментально-психологические исследования.  Версаев писал в своих воспоминаниях:

«Особенно выдавался в то время уже знаменитый профессор психиатрии Эмиль Крепелин — нестарый, тридцатипятилетний человек с окладистой каштановой бородой и умными внимательными глазами. Впоследствии он приобрел мировую известность первокласснейшего психиатра, произведшего коренную реформу во всей клинической психиатрии…

…Выводят психического больного — Крепелин, внимательно глядя, начинает задавать вопросы, и на наших глазах, как высокохудожественное произведение, ярко начинает вырисовываться вся характерная картина данной болезни. И заключающая характеристика, которую давал болезни профессор, была для слушателей естественным и необходимо вытекающим итогом всех расспросов больного».

Во время русификации университета он вынужден был уйти вместе со знаменитым хирургом Бергманом и другими учеными. Царская Россия не сумела оценить этого человека, учителя всех русских психиатров. После отъезда Э. Крепелина из Дерпта, как об этом свидетельствует В. В. Вересаев, лекции профессора Чижа уже не пользовались такой популярностью. По-видимому, работа Э. Крепелина в Дерпте, где было много русских студентов, ставших впоследствии психиатрами, способствовала распространению его идей в России.

В 1891 году он возвращается на родину в качестве профессора психиатрии и директора психиатрической клиники Гейдельбергского Университета на место К. Ферстера по протекции самого К. Ферстера, который переехал в Страсбург. Здесь Э. Крепелин продолжает свои работы по экспериментальной психологии, приближая их к задачам психиатрической клиники, а также школы, рабочей мастерской, фабрики и ряду сторон повседневной жизни и деятельности. Темы работ были разнообразными: влияние упражнений на умственный труд, утомляемость, колебания внимания.

Эти исследования, а также изучение действия алкоголя на функцию центральной нервной системы, влияние на нее брома, веронала, морфия, паральдегида, хлоралгидрата и других веществ стали очень важной вехой его научной биографии.

Для Э.Крепелина уже в 1893-1895 годах не подлежало никакому сомнению, что старая психиатрия с принципом “статического” изучения психозов, должна уступить место новому направлению, диагностика должна отражать динамическую и генетическую сущность психических болезней. Он опирался на труды К.Кальбаума, следуя ему, избрал своеобразным стандартом выделение прогрессивного паралича для того, чтобы среди массы остального клинического материала можно было найти такие же, четко очерченные клинические образцы. Можно выделить основную идею Э.Крепелина: “Течение и исход болезни строго соответствует ее биологической сущности. Примером является прогрессивный паралич. Предстоит отыскать другие болезни”. Эта идея реализована в IV издании его “Психиатрии” (1893), хотя тут еще не представлены доказательства в клинической части учебника. Но уже здесь он писал, что “мания” — редкая болезнь, она по своей сущности есть болезнь периодическая; периодическая мания и периодический психоз родственны между собой. А в 1896г. ученый уверенно высказывает свою точку зрения на то, что душевная болезнь представляет собою “закономерный биологический процесс, разделяющийся на несколько видов, из которых каждый имеет свою этиологию, характерные физические и психические признаки, особое типическое течение и тесно связанный с самой сущностью процесса, заранее предопределенный исход”. Эти положения были закреплены в V издании “Учебника психиатрии”, вышедшего в 1896 году. Так Э. Крепелин подошел к созданию своей доказательной фундаментальной клинической концепции дихотомического разделения эндогенных психозов на “раннее слабоумие” и “маниакально-депрессивный психоз”. Он при этом указал на большое практическое значение и роль трудов П.-Ю. Мёбиуса, который впервые разделил по этиологическому принципу все душевные болезни на “эндогенные” и “экзогенные”.

Информация о работе Эмиль Крепелин. Личность и достижения