Личность Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:03, доклад

Краткое описание

Афины. Античность . С утра до полудня и вечером до ужина агора и близлежащие улицы полны народа. Город кипит, люди заняты повседневными делами. Вот среди этой суеты в Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему по пути. Это был не кто иной, как афинянин Сократ, сын Софрониска.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность Сократа.docx

— 17.70 Кб (Скачать файл)

Личность  Сократа.

Афины. Античность . С утра до полудня и вечером до ужина агора и близлежащие улицы полны народа. Город кипит, люди заняты повседневными делами. Вот среди этой суеты в Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему по пути. Это был не кто иной, как афинянин Сократ, сын Софрониска. По роду своей деятельности отец Сократа был то ли квалифицированным каменотесом, специализировавшимся на обработке мрамора для скульптурных работ, то ли ничем не выделявшимся, ординарным скульптором. Во всяком случае, имея в виду отношение своего отца к художественной деятельности, Сократ в шутку говорил, что его род восходит к Дедалу — предку всех скульпторов.

Сократ привлекал  внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью  и учением. По представлениям греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его внешности не могла даже полная достоинства походка. По словам красавца Алкивиада , Сократ похож на Силена или сатира — волосатого похотливого демона — получеловека, полукозла, покоряющий окружающих вдохновенной игрой на флейте. Сократ же поражал и завораживал слушателей, когда говорил и раскрывал свою душу.

Сократ был родом  из дема (территориального округа) Алопека, входившего в состав Афин и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от Афин. Можно с уверенностью сказать, что Сократ имел такое же первоначальное образование, как и многие молодые афиняне его времени: он должен был получить «мусическое и гимнастическое воспитание». Сократ был сведущ в науках своего времени (в частности, в математике, астрономии и метеорологии), а в молодые годы увлекался науками о природе, но молва создала после его смерти множество небылиц по этому поводу. К их числу следует отнести и предание о «невежественности».

Об имущественном  положении Сократа и его семейной жизни еще в древности (особенно в период поздней античности) было сочинено немало забавных историй. Сам  же Сократ, говоря о своем материальном положении, которое не нуждается  в «увеличении», оценивает свой дом, все свое движимое и недвижимое имущество  в 5 мин (около 150 руб. золотом). Отсюда следует, что Сократ был скорее беден, чем богат. Он получил небольшое наследство и, по словам Ксенофонта , вел неприхотливый образ жизни и не жаловался на судьбу.

Неурядицы, о которые  складывались у него в быту, объяснялись отчасти его отношениями с женой - небезызвестной Ксантиппой, которая еще в древности приобрела репутацию сварливой и несносной женщины. Ее имя поныне является нарицательным. Но будем к ней справедливы. Нельзя сказать, что у Ксантиппы, обычной, вообще говоря, жены, не было оснований для недовольства мужем, который целые дни проводил на афинских улицах и площадях, беседуя с друзьями и знакомыми. Если она была женой, далекой от философских увлечений и проповеднической деятельности мужа, то и он был мужем, взвалившим на жену все заботы о домашнем хозяйстве и воспитании детей (у них было трое сыновей - Лампрокл, Софрониск, названный в честь деда, и Менексен).

Об общественно-политической стороне жизни философа мы имеем достаточно полные сведения. Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца, и проявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при отступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам. За год до начала Пелопоннесской войны Сократ участвовал, как мы уже знаем, в осаде Потидеи, которая объявила о своем выходе из Афинского союза. В битве под Потидеей был ранен Алкивиад, и, если бы не Сократ, вынесший его с поля боя, он был бы взят в плен. После битвы спасенный Алкивиад просил присудить почетную награду Сократу.

Сократ проявил  не только воинскую доблесть на полях  сражений, но и гражданское мужество в сложных перипетиях общественно-политической жизни своей родины. Правда, в  вопросе об участии в политике государства, в деятельности его  учреждений Сократ избрал весьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия в государственной жизни, мотивируя это принципиальным расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством «несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве» . В то же время он не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей (посещение народного собрания, участие в суде присяжных и т. п.), налагаемых на него законами государства.

Учение.

Говорят, что Херефонт, который в молодости был другом и последователем Сократа, прибыв однажды в Дельфы, святилище бога Аполлона, осмелился обратиться к пифии, устами которой якобы вещал бог, с таким вопросом: «...Есть ли кто на свете мудрее Сократа?» Ответ пророчицы гласил: «Никого нет мудрее». Если следовать платоновскому описанию (в котором историческая правда нередко облекается в форму правды в искусстве), Сократ был немало озадачен столь высокой оценкой, какой была удостоена его персона дельфийской прорицательницей: он не считал себя мудрым, но вместе с тем не мог допустить, чтобы бог лгал, ибо это «не пристало ему» . Далее Платон живо рассказывает, как Сократ после долгих раздумий и колебаний решил, наконец, проверить истинность прорицания. Он прибегнул, хотя и неохотно, к своеобразному эксперименту, состоящему в сравнительном анализе, точнее, в «испытании» себя самого и других людей, слывущих мудрыми и сведущими в чем-либо. По Сократу, человеческая мудрость состоит в осознании своего неведения относительно «важнейших вопросов». И если пифия назвала его мудрейшим из людей, то это только потому, что он обладает знанием своего незнания, т. е. «знает, что ничего не знает», - в то время как остальные не ведают о своем незнании и мнят себя мудрыми. В действительности же мудр лишь бог, а человеку дано быть только любителем мудрости – философом.

Идея о том, что  мудрость как таковая - прерогатива  божества, а достояние человека - любовь к мудрости, влечение к ней, высказывалась до Сократа Пифагором, который, возможно, впервые употребил  термин «философ», а также Гераклитом Эфесским.

Прежде всего, следует  сказать, что, хотя софистам и принадлежит  приоритет в постановке антропологических  проблем, главным объектом их интересов  оставались все же риторика и диалектическое (полемическое) искусство. Они увлекались также многими другими областями  знаний и выступали в качестве всесторонне осведомленных людей. В отличие от них Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его  поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность  Цицерону говорить, что Сократ «спустил»  философию с «неба на землю» (иначе  говоря, Сократ поднял философию «с земли на небо»). По свидетельству  Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо»

Ориентация на этические  проблемы и новое содержание, внесенное  Сократом в понятие «философия», определили его отношение к натурфилософии, к изучению «космоса» и явлений  внешней природы вообще. Исследование природы он считал бесполезным занятием, ибо познание того, по «каким законам  происходят небесные явления», не позволяет  ни изменять эти законы, ни создать  явления природы, такие, как «ветер, дождь, времена года и тому подобное»

В глазах Сократа  науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками  о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего  нуждается, - познание самого себя и  своих дел, определение программы  и цели деятельности, ясное осознание  того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу, делает людей благородными 

Информация о работе Личность Сократа