Эксперимент Зимбардо. Сравнение двух описаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

В нашем исследовании мы затрагиваем такую актуальную проблему на сегодняшний день, как можно ли проводить социальные эксперименты на людях.
В исследовании описываются и сравниваются два различных описания: художественное и реальное.
В качестве эмпирического материала было использовано описание Эксперимента, сделанное Ф. Зимбардо и описание в виде кинофильма “Das Eksperimentum”.

Содержание

Введение 2
1. Статус социальной роли и ее связь с поведением личности 3
2. Эксперимент Зимбардо: методическое сравнение двух описаний….6
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

полностью.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  2. Эксперимент Зимбардо: методическое сравнение двух описаний….6

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы……………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашем исследовании мы затрагиваем такую актуальную проблему на сегодняшний день, как можно ли проводить социальные эксперименты на людях.

В исследовании описываются и сравниваются два различных описания: художественное и реальное.

В качестве эмпирического материала было использовано описание Эксперимента, сделанное Ф. Зимбардо и описание в виде кинофильма “Das Eksperimentum”.

Непосредственным  объектом исследования выступает процедура эксперимента.

Предмет исследования: различия в описаниях эксперимента.

Нами была выдвинута  следующая гипотеза: различия в описаниях технических аспектов эксперимента связаны с двумя конкурирующими социальными представлении о мире и роли Ученого-Экспериментатора-Менеджера в нем: 1) «представление Ученого (Зимбардо)»: Экспериментатор контролирует Социальный Эксперимент и может всегда его остановить; 2) «представление Художника (режиссера)»: Результативный Социальный Эксперимент выходит из под менеджерского контроля, и может быть остановлен только самими подопытными».

Общая характеристика результатов: к обоим описаниям подходили как к дневникам наблюдения за одним и тем же Событием.

Найдены и проинтерпретированы  факты, поддерживающие и не поддерживающие гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Статус социальной роли и ее связь с поведением личности.

 

 Социальная роль - соответствующий  принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальные роли - это  совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Ролевое поведение - индивидуальное исполнение социальной роли - общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску.

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания»  Личности в обществе себе подобных.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX - XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения  человека со стороны общества.

2. Система представления  человека как он должен вести  себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое  занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько  социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд  ролей предписан человеку при  рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека.

Поведение Личности объясняется  социальным неравенством в обществе. На него влияют:

- социальное  происхождение;

- этническая  принадлежность;

- уровень образования;

- должность;

- проф. принадлежность;

- власть;

- доход и  богатство;

- образ жизни  и т.д.

Исполнение роли носит  индивидуальный характер.

Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность. Есть еще определение, что социальная роль - это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что  существует несколько точек зрения:

1. Шебутани - конвенциональная  роль. Разводит понятия конвенциональной  роли и социальной роли.

2. Совокупность  социальных норм, освоить которые  общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

- психологические  или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

- социальные (в  системе объективных общественных  отношений). Категории: профессиональные, демографические.

- активные или  актуальные - исполняемые в данный момент;

- латентные  (скрытые) - человек потенциально  является носителем, но не в  данный момент

- конвенциональные (официальные);

- стихийные,  спонтанные - возникают в конкретной  ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации - поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример - тюремщики).

Юнг. Персона - роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль - есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя - «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

 

 

 

 

 

 

    1. Эксперимент Зимбардо: методическое сравнение двух описаний.

 

Стенфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии.

На фоне этого эксперимента немецкий режиссер Оливер Хирбелгер снял фильм, описывающий действия, происходящие в ходе эксперимента.  

Фильм начинается с того, что главный герой, молодой человек – Тарек Вахт - журналист, подрабатывающий таксистом, прочитал объявление в газете, приглашающее мужчин средних лет принять участие в двухнедельном эксперименте, за каждый день которого платили деньги для того времени достаточно большие. Параллельно показывается его жизнь вне эксперимента с молодой девушкой, которая впоследствии сыграла немаловажную роль в ходе эксперимента.

Цель участия главного героя в этом эксперименте – заработать деньги. Помимо этого он договорился с издательством сделать сенсационный материал, поэтому ему необходимо было провоцировать охранников.

  Всего на настоящий эксперимент откликнулись 75 добровольцев. В ходе серии психологических тестов, анализа автобиографий и собеседования с профессором Зимбардо и его ассистентом были отобраны 20 человек, наиболее здоровых как физически, так и психологически.

В фильме мы видим, как наш главный герой проходит все тесты, беседует с ассистентом профессора -  молодой женщиной, доктором  Ютой Грим.

В настоящем эксперименте, как и в фильме среди отобранных не было знакомых друг другу людей. Путем подкидывания монетки были распределены роли охранников и заключенных. В фильме их поделил компьютер на 2 группы.  Главный герой фильма оказался заключенным.

Записывающие видео- и аудиоустройства были вмонтированы в стены камер заключенных и в комнате охраны. В камерах не было окон, не было мебели, кроме трехъярусной кровати (в фильме), и матрасов, простыней, подушек для трех заключенных. Выход с тюрьмы был только один. 

Охране была выдана униформа цвета хаки, темные очки, чтобы исключить возможность зрительного контакта с заключенными и резиновая дубинка. В фильме охранникам очки не выдавались.

Применение физической силы правилами эксперимента и там  и там запрещались. Охранники были разделены на 3 смены по 8 часов (1 – в запасе), в остальное время они вели свою обычную жизнь. В фильме было 8 охранников и 12 заключенных.

Заключенные были арестованы нарядом полиции, им надели наручники, затем отвезли в участок, т.е. все должно было быть вполне естественно для того чтобы участники эксперимента чувствовали себя именно заключенными, а не просто участниками эксперимента (эксперимент).

Среди наиболее важных моментов в эксперименте и в фильме были выделены следующие: деиндивидуализация и демаскулинизация. К заключенным обращались не по именам, а только по номеру, нашитому на груди или на спине. Также заключенных заставили носить женский чулок на голове, лишили возможности носить белье и одели в коротенькие халатики. Это дало возможность охране обращаться к заключенным «милашка», «малышка», «дамочки», «крошка» и т.д.  В фильме было тоже самое, кроме чулок, одетых на голову.

В первый же день эксперимента, заключенных вывели на их первую поверку. Первоначальной целью поверки являлось ознакомление заключенных со своими номерами (главный герой - № 77). Первая поверка прошла за 10мин. И заключенные не восприняли ее всерьез. Охранники тоже не знали как себя вести.

В фильме охранники  объяснили заключенным правила  поведения: обращаться к ним не иначе, как «господин тюремный надзиратель», съедать в столовой за собой все до конца, за каждую провинность - отжиматься и ряд др. глупых правил.

По этому  поводу на первый же день вспыхнул скандал, когда заключенные пошли есть. Дело в том, что на завтрак, обед и ужин им давали молоко. У № 82 была аллергия на молоко, о чем он и сказал охранникам. Но охранники никак не отреагировали на это и продолжали его заставлять. Тогда №77 не выдержал и выпил залпом молоко № 82.

С тех пор  № 77 стал главной обузой для охранников.

На 2ой день под  вечер у заключенных вспыхнул бунт. Инициатор - №77.  В настоящем эксперименте - №8612. Охрана была в бешенстве, никто не знал, что надо делать. И тогда один из охранников по имени Бирус сказал, что лучший способ их наказать – унизить. Для подавления восстания были использованы огнетушители. Они выключили свет, забегали в каждую камеру, забирали одежду и выдвигали кровати, а затем опрыскивали их струей леденящей окиси карбона. Руководителя восстания посадили голого в одиночную клетку. В фильме № 77 пристегнули наручниками к решетке.

Так их продержали довольно долго.

Менее чем через 36 часов у №8612 начались патологические реакции из-за повышенного внимания к себе у охраны. К сожалению, профессор  Зимбардо не воспринял всерьез №8612 и не разрешил покинуть ему эксперимент. Ночью состояние этого заключенного ухудшилось и ассистент профессора – Крейг Ханей отпустил его.

В фильме же на 3 день эксперимента №77 вывел из себя главного охранника – Бируса. И той же ночью все охранники во главе с Бирусом схватили №77 и связали его. Затем они по-очереди побрили его налысо, всячески при этом унижая его. Не принимал в этом участие только один охранник (Бош), которого впоследствии обвинили в предательстве.  После этого они сказали №77, чтобы тот сам попросился выйти с эксперимента.

Но на следующий  день, разговаривая с профессором и доктором Грим, №77 сказал, что он сам попросил охранников побрить ему голову и уходить он никуда не собирается. Это повергло в шок всех охранников.

На 3ий день в  настоящем эксперименте был день «свиданий» с родными и друзьями. Чтобы близкие не смогли ничего заподозрить, охранники велели заключенным побриться, вымыться, причесаться и т.д. Когда пришли родственники, им объяснили, что время визита ограничено 10 минутами и должно происходить только в присутствии охранника. Таким образом, все прошло без происшествий.

Информация о работе Эксперимент Зимбардо. Сравнение двух описаний