Экспериментальное исследование социально-психологической проблемы женского и мужского лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

В заключениях (тюремных), в церковных (религиозных) общинах конформность чрезвычайно велика. Там нельзя быть не “пешкой”. Некоторые люди постоянно ведут “двойную игру”: они конформны только в этой группе, в других - нет, ибо не чувствуют большой угрозы, а хочется независимости. Некоторые потом интернализуют нормы группы и сильно привязываются к ним: ведь тогда им было хорошо, они думают, что сами многое отдали, чтобы сложить эти устраивающие их нормы [7].

Вложенные файлы: 1 файл

Основа.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

Упражнение десятое: доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие. Составьте перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Список может включать в себя какие-то материальные вещи — одежду или что-нибудь из новинок техники, еду, прогулки по парку или приятное проведение каникул, общение с людьми, которые вам нравятся, секс или любовные игры, карты и так далее. Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить ваши планы, помешать их исполнению, что заставит вас поверить в то, что испытать их для вас по какой-либо причине невозможно. Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет для вас весьма поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере вам удалось почувствовать удовольствие. Будьте честны перед собой. Если вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда вы сумеете испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что вы идете в нужном направлении [17].

Упражнение одиннадцатое: составьте список того, что вам мешает в достижении ваших целей, и сожгите его. Прежде всего постарайтесь свести воедино все причины, вызывающие ваше неудовольствие. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций. После этого здесь же перечислите все причины, по которым, как вам кажется, вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственной цели. Например: Утверждение: «Я хочу получить ученую степень. Я получу ученую степень». Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «У меня нет времени на подготовку к экзаменам. Работа занимает у меня весь день. А как быть с обоими детьми? Кто будет заботиться о них? Я слишком стар, чтобы снова учиться. Это слишком дорого. Жене это не понравится. Родители уже в возрасте — мне нужно заботиться о них. Здоровье уже не то. Я даже по лестнице поднимаюсь с трудом. И компьютер уже совсем старый, нужно покупать другой. Денег совсем не останется». Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, предайте листок с перечнем аргументов торжественному сожжению. По каждой интересующей теме можно проводить подобную процедуру несколько раз, чтобы усилить ее воздействие [11].

Упражнение двенадцатое: придайте себе уверенность и напористость. Для вас может оказаться чрезвычайно сложным отстаивать свою точку зрения и оставаться до конца верным своим принципам, видя, какое возражение они вызывают у окружающих. Эта тенденция уступать и идти на попятную может проявляться и в самой вашей осанке. Если Вы постоянно ходите с опущенной головой, ссутулившись, еле волочите ноги и редко глядите вверх или по сторонам, вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны придать вам чувство уверенности в своих силах. Попрактикуйте эту манеру держаться, испробуйте ее в шутливом поединке во время дружеской вечеринки с одним из ваших приятелей. Перенесите вес тела с пяток на носки. Колени держите слегка согнутыми. Приподнимите подбородок — пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам. Хорошим помощником в выполнении этого упражнения может послужить и зеркало. Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ. Психолог Эрик Берн называет это — носить футболку с надписью: «Не бейте меня». Такой жизненный девиз или просто установка на конкретную беседу как раз и порождает у многих людей желание «стукнуть» вас, утвердиться за ваш счет. Не говоря уже о том, что такое поведение создаст впечатление о вас как о слабом человеке. Вы можете записать свой разговор на магнитофон и послушать, какое впечатление производит его тембр, тон, звучание. Не пробиваются ли в нем плаксивые, жалобные нотки? Может быть, недовольство или неодобрение? Не проскальзывает беспомощность, неуверенность? Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности. (О специальных приемах развития «лидерской» речи мы подробно поговорим в специальной главе нашего курса). Помните, что нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы — «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так создается впечатление как о слабом человеке, невладеющем ситуацией. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я — человек новый».Посвятите несколько недель отработке двенадцати практических упражнений, описанных в данном информационном модуле. Обязательно попробуйте, «примерьте на себя» каждое упражнение. Опыт свидетельствует, что одни упражнения понравятся Вам больше, а другие — меньше. Что-то вызовет у Вас восторг, а что-то — скуку и раздражение. Проявите свой характер, настойчивость и силу воли — практикуйте хотя бы десять из них регулярно, пока они не войдут в вашу плоть и кровь, станут естественной частью вас самих. Главное при этом — добросовестность и регулярность занятий. Если Вы будете заниматься лишь время от времени, «для галочки» — это ничего Вам не даст. Только через несколько недель ежедневных практик Вы обязательно почувствуете результат. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных [19].

Упражнение на проверку и развитие лидерских качеств.

Завтра утром или сегодня вечером, когда вы будете ехать с работы или на работу в общественном транспорте или будете стоять в очереди в магазине или в любом другом месте – выберите наиболее понравившегося вам внешне человека противоположного пола и посмотрите прямо ему в глаза. Не прерывайте свой взгляд и подождите, кто из вас первый не выдержит и отведет глаза в сторону.

Если не выдержали вы, то вы еще не лидер, если вы держались до конца, то ваши навыки лидерства выше, чем у того человека, которого вы выбрали.

Каждый раз, повторяя это упражнение, вы растете над собой [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2

 

Проблема мужского и женского стилей лидерства, действительно, приобретает большое значение, т.к. современное общество нуждается в грамотных и эффективных руководителях. Проблема эффективного управления особенно остро стоит в тех странах, которые находятся на этапе перехода от индустриального к информационному обществу и ещё не выработали свою систему, позволяющую быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Для исследования особенностей проявления женского и мужского лидерства мы считали необходимым использовать следующие методики: Методика «Диагностики склонности к определенному стилю руководства»; Методика «Выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС); методика «Диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Лидерские качеств, как и у мужчин, так и у женщин находятся в средних значениях. При этом у мужчин присутствуют также и высокие значения, в то время, как у женщин такого не прослеживается. Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь коммуникативных, организаторских склонностей личности и стилей руководства со способностями личности быть лидером

Также был предложен ряд упражнения, который позволяет создать психологические условия, способствующие развитию лидерских качеств. Признаки лидерства – нетерпимость к проблемам, стремление к совершенствованию. Этот человек способен вдохновляться и способен вдохновлять других. Лидер  способен учитывать особенности окружающих  и их сильные стороны, находить индивидуальный подход. Этому способствуют его убеждения о том, что каждый является кузнецом своего счастья, каждый способен изменить мир к лучшему. Поэтому лидер осознает собственные цели, ценности жизни, и даже самые маленькие ситуации рассматривает с точки зрения их целей и пользы.

ВЫВОДЫ

 

Проведя теоретическое и эмпирическое исследование лидерских особенностей мужчин и женщин, можно сделать следующие выводы:

1. Опираясь на работы Н. Н. Обозова, А. В. Петровского, Б. Д. Парыгина, мы рассмотрели понятие лидерства, его характеристику, обозначили некоторые теории. А также определили лидерство, как групповой процесс, который определяется, как способ достижения поставленной цели, а также “групповую атмосферу”, то есть характер взаимодействия членов группы и их связи с лидером.

2. При изучении теоретических аспектов, нами были рассмотрены  психологические особенности мужского и женского лидерства, проблемы формирования лидерских качеств. В результате анализа литературы мы определили стили руководства и особенности их развития.

3. Определены различия в характере женского и мужского лидерства. В своей деятельности женщины-руководители придерживаются определенных этических норм, стремятся налаживать контакты с коллегами, искать и находить компромиссы, сохраняя при этом верность себе и собственным идеям. Мужчины ловко между собой договариваются, выделенные средства тают, не доходя до потребителя. Женщины учитывают многие обстоятельства, иногда не очень простые. У них есть свой стержень и своя позиция. Сила характера мужчин, возглавляющих социальные направления, просто несопоставима с силой женщин-руководителей. Женщины привносят во власть большую человечность, диалог и компромисс. Выявлено, что женщины-руководители больше ориентированы на решение какой-либо задачи, поставленной перед группой, а мужчины-лидеры – на отношения внутри группы.

4. Выборка испытуемых составила 15 человек, 8 из которых женщины и 7 мужчины. Были предложены методики диагностики лидерских качеств: методика «Диагностика склонности к определенному стилю руководства»; методика «Выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС); методика «Диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков,                               Е. Крушельницкий).

Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь коммуникативных, организаторских склонностей личности и стилей руководства со способностями личности быть лидером.

Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне                             топ-менеджмента. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие».

5. Также был предложен ряд упражнения, который позволяет создать психологические условия, способствующие развитию лидерских качеств. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ лИтературЫ

 

  1. Абашкина Е. Б. О теориях лидерства в современной психологии /                              Е. Б. Абашкина, Ю. Н. Кослапова // США: Экономика, политика, идеология. − 1995. − № 1. – C. 19−21.
  2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства / Т. В. Бендас // Вопросы психологии. − 2000. − № 1. – C. 13−17.
  3. Бендер П. У. Лидерство изнутри / П. У. Бендер, Э. Хеллман. − М. : Просвещение, 2005. − 303 с.
  4. Бодалев А. А. Как становятся великими или выдающимися / А. А. Бодалев,              Л. А. Руткевич. − М. : Квант, 1997. – 267 с.
  5. Вебер М. Харизматическое господство / М. Вебер // Социологические исследования − 2003. − № 5. − С. 139−147.
  6. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. − М. : Альпина, 2005. −               301 с.
  7. Зуб А. Т. Лидерство в менеджменте / А. Т. Зуб, С. Г. Смирнов. − М. : Просвещение, 1999. − 212 с.
  8. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство / Ф. Карделл. − СПб. : Речь, 2000.                     − 234 с.
  9. Кенджеми Дж. П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий / Дж. П. Кенджеми // Психологический журнал. − 1996. − № 7. − С. 49−51.
  10. Кипнис М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. − М. : Наука, 2004. − 144 с.
  11. Кови С. Семь навыков лидера / С. Кови. – Минск. : Вегапринт, 1999. − 448 с.
  12. Крестов Б. И. Типология лидерства / Крестов Б. И. // Социально-гуманитарные знания. − 2000. − № 3. − С. 73−78.
  13. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. − СПб. : Питер, 2001. – 337 с.
  14. Лоуб М. Лидерство для "чайников" / М. Лоуб , С. Киндел. − М. : Диалектика, 2005. − 385 с.
  15. Менегетти А. Психология лидера / А. Менегетти. − М. : Онтопсихология, 2002. − 208 с.
  16. Наир К. Высокий стандарт лидерства / К. Наир. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 351 с.
  17. О'Лири. Д. Принципы центуриона: уроки боя для лидеров на линии фронта / Д. О'Лири. − Ростов н/Д. : Феникс, 2005. − 294 с.
  18. Психология политического лидерства / [под общ. ред. А. А. Деркача,                      В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева]. − М. : Академический проект, 2001. −                            С. 314−338.
  19. Сосланд А. И. Харизматическая личность в психотерапии / А. И. Сосланд // Московский психотерапевтический журнал. − 1997. − № 3. − С. 152 − 191.
  20. Трейси Б. Личность лидера / Б. Трейси, Ф. М. Шеелен. − М. : Попурри, 2002. − 288 с.
  21. Тэйлор Д. Голая правда о лидере / Д. Тэйлор. − М. : Фаир-пресс, 2005. − 255 с.
  22. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика / [отв. ред. Е. В.Кудряшова]. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета, 2001. − 136 с.
  23. Фатиева И. С чего начинается лидер / И. Фатиева, О. Нижельская. − М. : Альпина, 2005. − 231 с.
  24. Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики /                            М. Херманн // Политические исследования. − 2001. − № 13. – С. 17−27.
  25. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы /                           Р. Чалдини. − СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. − 256 с.
  26. Швецова Н. А. Феномен харизмы в общественном сознании / Н. А. Швецова – Пермь. : Радуга, 2007. − 219 с.
  27. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Э. Х. Шейн. − СПб. : Питер, 2002. – 179 с.
  28. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / [под ред. А. Карелина]. − М. : Просвещение, 1997. – 195 с.
  29. Янг Р. Лидерство в командах / Р. Янг. − М. : ГИППО, 2004. − 122 с.
  30. Яницкий О. Н. Интервью с лидерами / О. Н. Яницкий. − М. : Наука, 2005. – 179 с.

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-психологической проблемы женского и мужского лидерства