Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 4
1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 4
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 7
Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 15
2.1. Организация исследования 15
2.2 Результаты четырех этапов исследования 26
2.3 Анализ полученных данных 30
2.4 Выводы исследования 31
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

18.             У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19.             Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.             Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Интерпретация результатов.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в один балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Цель методики: диагностика агрессивного ребенка.

Экспериментальный материал: бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка.

 

Методика №2. Тес тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, 1992 год

Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду    типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Испытуемые – дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5*11 см. каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с двумя малышами).

Рис. 2. ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

Рис. 9. игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Метод предъявления.

Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое будет  у этого ребенка лицо, веселое или печальное?».

Одевание. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Ребенок с родителями.   «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

Число эмоционально негативных выборов

ИТ=   --------------------------------------------------------      х 100%

14

Интерпретация результатов:

                  Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)

                  Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50 %)

                  Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%)

Методика №3. «Дом. Дерево. Человек»  Романова Е.С., Потемкина С.Ф.

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человек.

Экспериментальный материал: бумага, простой карандаш 2М, лист 11 формата складывается пополам.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рису так, как тебе хочется».

Количественная оценка теста.

Осуществляется на основе симптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоит из показателей, которые оцениваются баллами; если показатель отсутствует, ставится 0. Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на 1 рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, на трех – три балла (симптомокомплекс «тревожность»). При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации одного или всех рисунков теста.

Максимально возможные баллы в методике «Дом. Дерево. Человек».

1.                  Незащищенность – 32 балла

2.                  Тревожность – 33 балла

3.                  Недоверие к себе – 8 баллов

4.                  Чувство полноценности – 16 баллов

5.                  Враждебность – 15 баллов

6.                  Конфликтность, фрустация – 23 балла

7.                  Трудности общения – 18 баллов

8.     Депрессивность – 10 баллов


Симптомокомплексы

 

Показатели

Симптомы

 

Дом

Дерево

Человек

 

Незащищенность

 

 

 

Рисунок в самом центре листа

Рисунок в верхнем углу листа

Дом, дерево – с самого края

Рисунок внизу листа

Много второстепенных деталей

Дерево на горе

Очень подчеркнутые корни

Непропорционально длинные руки

Непропорционально длинные ноги

Другие возможные признаки

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

3

 

3

 

 

 

3

 

3

Тревожность

Облака

Выделение отдельных деталей

Ограничение пространства

Штриховка

Линия с сильным нажимом

Много стираний

Мертвое дерево, больной человек

Подчеркнута линия основания

Толстая линия фундамента дома

Интенсивно затушеванные волосы

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

 

 

2

2

 

 

 

 

 

2

3

 

 

3

3

 

 

 

 

 

3

Чувство полноценности

Рисунок очень маленький

Отсутствие руки, ноги

Руки за спиной

Непропорционально короткие руки

Непропорционально узкие плечи

Непропорционально большая система веток

Непропорционально крупные листья

Дерево, умершее от гниения

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

1

2

1

1

1

 

1

1

1

1

2

3

Враждебность

Отсутствие окон

Дверь – замочная скважина

Очень большое дерево

Дерево с края листа

Обратный профиль дерева, человека

Ветки двух измерений как пальцы

Глаза - пустые глазницы

Длинные, острые пальцы

Оскал, видны зубы

Агрессивная поза человека

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

 

 

Конфликтность,

фрустация

Ограничение пространства

Перспектива снизу (взгляд червя)

Перерисовка объекта

Отказ рисовать какой-либо объект

Дерево как два дерева

Явное несоответствие качества одного из рисунков

Противоречивость рисунка и высказывания

Подчеркнутая талия

Отсутствие трубы на крыше

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

 

0

 

0

0

0

0

1

1

2

2

2

 

1

 

1

1

1

1

2

 

 

2

3

 

 

3

Трудности общения

Отсутствие двери

Очень маленькая дверь

Отсутствие окон

Окна – отверстия без рам

Излишне закрытые окна

Выделенное лицо

Лицо, нарисованное последним

Отсутствие основных деталей лица

Человек, нарисованный схематично, из палочек

Дом, человек в профиль

Дверь без ручки

Руки в оборонительной позиции

Высказывание о нарисованном человеке как одиноком, без друзей

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

 

0

0

2

1

2

1

1

1

1

2

 

2

1

1

1

 

1

1

 

 

Депрессивность

Помещение рисунка в самый низ листа

Вид дерева или дома сверху

Линия основания, идущая вниз

Линия, слабеющая в процессе рисования

Сильная усталость после рисования

Очень маленькие рисунки

Другие возможные признаки

0

 

0

0

 

0

0

0

0

1

 

1

1

 

2

2

2

1

 

 

Недоверие к себе

Очень слабая линия рисунка

Дом с края листа

Слабая линия столба

Одномерное дерево

Очень маленькая дверь

Само оправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

Другие возможные признаки

0

0

0

0

0

 

 

0

0

2

1

1

1

1

 

 

1

1

 

 

 

Средние значения в баллах, полученных  по методике «Дом. Дерево. Человек».

Симптомокомплексы

1

2

3

4

5

6

7

8

Дети в полных семьях

5,4

5,0

0,8

0,9

2,7

1,7

1,6

0

Дети в неполных семьях

8,8

15,0

0,9

0,5

4,3

1,8

2,9

0

Разница

10,0

3,4

0,1

0,4

1,6

0,1

1,3

0

 

 

Методика №4. «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из этих картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствия усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 36 до 40 секунд

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов заняло от 41 до 45 секунд.

0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей в целом больше чем 45 секунд

Цель методики: определение уровня развития восприятия.

Экспериментальный материал: серия рисунков, представленных ниже, секундомер, бланк для занесения результатов.

 


2.2 Результаты четырех этапов исследования

 

На первом этапе исследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возраста из полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

  В исследовании принимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семей и 11 из полных семей.

Полученные результаты по данной методике у детей дошкольного возврата из неполных семей приведены ниже:

Информация о работе Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей