Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный и младший школьный возраст занимают довольно большой период времени, от трёх до десяти лет, и именно этот период вносит огромный вклад в психическое развитие ребёнка. На протяжении этого времени, ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним до конца его жизни, определяя его как личность. В младшем возрасте ребёнок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, давать оценки себе и окружающим его людям, определять, что является хорошо, а что плохо. Одной из главных задач в развитии ребёнка является формирование самосознания, понимание того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Именно осознание этого является неотъемлемой частью становления индивида по жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... …..2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки………3
1.1Теоретические основы исследования адекватности самооценки дошкольников и младших школьников…………………………………….....3
1.2 Понятие самооценки………………………………………………………...6
1.3Виды самооценки…………………………………………………………….6
1.4 Особенности самооценки в дошкольном возрасте………………………..9
1.5 Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки………………………………………………………………………17
1.6Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника…19
1.7 Пути формирования адекватной самооценки…………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………...33
2.1 Организационные основы экспериментального исследования…………..33
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Адекватность самооценки дошкольника и младшего школьника.docx

— 70.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………... …..2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки………3

1.1Теоретические основы исследования адекватности самооценки дошкольников и младших школьников…………………………………….....3

1.2 Понятие самооценки………………………………………………………...6

1.3Виды самооценки…………………………………………………………….6

1.4 Особенности самооценки в дошкольном возрасте………………………..9

1.5 Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки………………………………………………………………………17

1.6Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника…19

1.7 Пути формирования адекватной самооценки…………………………….27

Глава 2. Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………...33

2.1 Организационные основы экспериментального исследования…………..33

2.2 Анализ результатов  исследования………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….....37

Список литературы………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный и младший школьный возраст занимают довольно большой период времени, от трёх до десяти лет, и именно этот период вносит огромный вклад в психическое развитие ребёнка. На протяжении этого времени, ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним до конца его жизни, определяя его как личность. В младшем возрасте ребёнок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, давать оценки себе и окружающим его людям, определять, что является хорошо, а что плохо. Одной из главных задач в развитии ребёнка является формирование самосознания, понимание того, кто «я» и какое место занимаю в обществе.  Именно осознание этого является неотъемлемой частью становления индивида по жизни.

В период с трёх до шести лет, у детей устанавливается уровень самооценки, а именно он играет огромную роль в становлении личности. Проблемой развития личности, формирования самооценки занимались многие ученые : А.Ф.Лазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел, З.Фрейд, А.Маслоу, Р.Роджерс, А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, Э.Эриксон, Г.Айзенк, У.Джеймс, Э.Фромм, Л.Колберг, Л.С.Выготский и др.

Проблема исследования состоит в необходимости изучения адекватности самооценки дошкольников и младших школьников, а также формировании у детей адекватной самооценки на ранних этапах развития, так как от этого напрямую зависит их дальнейшее развитие и место в социуме.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что самооценка связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества. И особенно важно формирование адекватной самооценки для детей.

В нашем исследовании объектом исследования является личность в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Предметом – развитие самооценки на разных возрастных этапах ребёнка.

Цель - изучение особенностей развития самооценки у дошкольников и младших школьников.

Задачи исследования:

  • рассмотреть основные подходы к изучению самооценки в научной литературе
  • определить понятие самооценка, ее структуру и виды
  • выявить особенности развития самооценки на разных этапах развития ребёнка

Методы исследования: теоретические изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки

1.1Теоретические основы исследования адекватности самооценки дошкольников и младших школьников.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

В психологических исследованиях, как российских, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Ананьевой Б.Г., Божович Л.И., Кона И.С., Лисиной М.И., Липкиной А.И., и в зарубежной у Джемса У., Кули Ч., Мида Дж., Эриксона Э., Роджерса К. и других. Самооценка рассматривается этими учёными как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, отражающий личное пространство внутреннего мира человека.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Ананьев Б.Г, Леонтьев А.Н. , Рубинштейн С.С. , Скаткин М.Н.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации Липкиной А.И. , Савонько Е.И., Серебряковой Е.А., Горбачевой В.А..

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте у ребёнка начинает складываться самооценка. Самооценка формирует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности общения с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Божович Л.И., общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека». Ананьев Б.Г. подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

По мнению Эльконина Д.Б., уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Савонько Е.И. полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается наряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением её устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

Можно выделить два положения, которые явно или неявно принимаются большинством учёных: во-первых, что существует некая обобщённая самооценка, которая является целостным, одномерным и универсальным образованием; во-вторых, что это общая самооценка каким-то образом преобразуется из частных самооценок. Но, как это не парадоксально именно эти положения оказываются наименее научно обоснованными.

1.2. Понятие самооценки

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

 

1.3 Виды самооценки

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен человек) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по- разному.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценка.

Почему порой люди имеют заниженную самооценку? Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты ни на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители завышают планку возможностей ребёнка, вызывая при этом у ребенка чувство повышенной ответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между идеалом и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального «Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

Также существует завышенная самооценка, рассмотрим несколько причин. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психологическую травму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла. Зачастую завышенная или заниженная самооценка может «давать побочные эффекты, такие как перфекционизм. Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста