Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.

Содержание

Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе

5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению

5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.

37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

 

Методика 5 "Найди и вычеркни".

Инструкция.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок.  На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например треугольник перечеркивать вертикальной линией, а круг — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. [12]

Анализ результатов

При обработке  и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S= (0,5N -2.8n)/t

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;

t — время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

    1. балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

По итогам тестирования получены следующие данные. 50% детей  имеют высокий уровень развития, 50% детей – со средним уровнем  развития. (Приложение 10,11)

В целом дети получили хорошие  результаты, которые говорят, что  у них  устойчивость внимания, т.е. способность продолжительное время  сосредотачиваться на объекте, сформирована, но  в разной  степени, причинами  чего могут служить возрастные особенности, а также личностные особенности детей.

 

Диагностика мышления.

Методика 6 "Четвертый лишний".

Разработана для  обследования образно-логического  мышления.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Предметный вариант.

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех  предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция  и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу". Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. [20]

В протоколе  записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные  три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Анализ результатов.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По результатам тестирования были получены следующие результаты. 9% детей имеют очень высокий уровень развития, 35% детей имеют высокий уровень развития, 50% детей имеют средний уровень развития, 3% ребенок имеет низкий уровень развития, 3% ребенок – очень низкий уровень развития. (Приложение 10,11)

В целом, большинство детей обладают хорошим кругозором, у них начинает  формироваться логическое мышление, что необходимо для учебы в общеобразовательном учреждении. Очень маленький процент детей имеет низкие показатели. Необходимо провести работу по формированию и развитию этих способностей.

 

Методика7. «Определение способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать».

Инструкция.

  Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей,овощи. Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.[28]

Анализ  результатов.

10 баллов - за выполнение задания без предварительного показа;

8 баллов - за выполнение задания после показа.

За каждую несобранную  группу оценка снижается на 2 балла.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По результатам тестирования были получены следующие результаты. 9% детей имеют очень высокий уровень развития, 38% детей имеют высокий уровень развития, 41% детей имеют средний уровень развития, 12% детей имеют низкий уровень развития. (Приложение 10,11)

Большинство детей в группе способны выделять один общий признак  и обобщать согласно нему объекты в группы. Дети с низкими показателями столкнулись не только с проблемами определения признака, но также с проблемами определения названия к сформированным группам.

 

2.1.4. Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению

Тестовая  беседа на степень психосоциальной  зрелости С.Л. Банков

Инструкция.

Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить на вопросы". Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.[25]  (Приложение 9)

Анализ результатов.

Все баллы суммируются  в соответствии с математическими правилами.

1 балл — за  правильный ответ на все под  вопросы одного пункта (за исключением  контрольных).

0,5 балла —  за правильные, но неполные ответы  на под вопросы пункта.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.

Они оцениваются  следующим образом:

№ 5 — если ребенок  может вычислить, сколько ему  лет — 1 балл, если он называет года с учетом месяцев — 3 балла;

№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;

№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл;

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается  совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал  положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

24—29 баллов  — высокий уровень психосоциальной зрелости;

20—24 балла —  средний уровень психосоциальной  зрелости;

15—20 баллов  — низкий уровень психосоциальной зрелости.

По результатам  беседы были получены следующие результаты. У 47% детей высокий уровень психосоциальной зрелости, у 34% детей – средний уровень психосоциальной зрелости, у 19% детей – низкий уровень психосоциальной зрелости. (Приложение 10,11)

 

Выводы ко 2 гдаве

В теории  существует множество подходов для диагностики психологической готовности дошкольника к обучению в школе. Мы постарались определить набор методик, который, на наш взгляд, раскроет все стороны ребенка-дошкольника. В эксперементальной части нашей работы мы использовали тесты для определения личностной (мотивационной), интеллектуальной, социально-психологической  готовнисти ребенка к школе. Результаты психодиагностики позволяют увидеть и понять развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.

Нами было проведено  социометрическое исследование. В результате было выявлено, что из 32 детей в группе 16% «Звезд», 13% «Предпочитаемых», 28% «Принятых» и 43% «Непринятых» (дети у которых 1 или 0 выборов).(Приложение 3)

Таким образом, можно сделать выводы, что сплоченности в группе не наблюдается. В группе преобладают неблагоприятные статусные  группы. Почти около половины детей  в группе ведут себя изолировано, они не желаны в системе межличностных отношений, остальные не испытывают к ним симпатий. Мы предполагаем, что это вызвано рядом причин. Во-первых, дети данной группы разной возрастной категории, в связи с чем у них совершенно различные интересы и игры. Во-вторых, около 24 % детей в общении стает языковой барьер, что тоже негативно влияет на социальный статус детей в группе.

Дети группы показали хорошую мотивационную  готовность к обучению в школе. 91 % детей группы имеют сформированную мотивационную готовность, лишь 9% из них нуждаются в ее формировании и развитии.

Результаты, полученные по ориентировочному тесту школьной зрелости Керна-Йерасика, в целом, подтвердили  данные вышеуказанного теста на мотивационную  готовность.

Психодиагностика  памяти на объем кратковременной  памяти, динамику процесса заучивания также показала положительные результаты по группе.  Так в средним по обеим методикам 34% детей имеют высокий уровень развития способности, 59 % детей имеют средний уровень развития данных способностей, и всего лишь 1,5% детей имеют очень низкий уровень развития.

Методика «Узнай фигуры» выявила что около 32% детей  группы с трудом справляются с заданием на узнавание, 65% детей справились с данным тестом с положительными результатами.

Диагностика внимания показала также хорошие результаты. В среднем по всем методикам выявлено 56% детей имеют высокий уровень развития, 43 % детей имеют средний уровень развития и всего лишь 1,5% детей имеют очень низкий уровень развития данной способности.

Для диагностирования социально-психологической готовности к школьному обучению была проведена тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова. 81% детей имеют удовлетворительный уровень психосоциальной зрелости, и лишь 19% детей – низкий уровень.

В целом, мы получили следующие результаты по психологической готовности дошкольников к обучению в школе. 60% детей имеют высокий уровень психологической готовности и 40 % детей имеют – средние показатели.  В группе не были выявлены дети с низким и очень низким уровнем психологической готовности. (Приложение 3)

Гипотеза нашего исследования не нашла подтверждения в ходе эксперементальной  части работы.

Возможно, потому что процесс социализации личности в данном возрасте находится на начальном  этапе развития, а уровень психологической  подготовленности к обучению в школе  в этом возрасте параллелен процессу социализации.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе