Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.

Содержание

Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе

5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению

5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.

37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

1балл - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2балла - исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла - рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла - примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов - не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.  
 
Задание 2. Подражание письменным буквам.

1балл - совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла - еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3балла - очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла - на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

5 баллов - черкание.

Задание 3.Срисовывание группы точек.

 1балл - почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2балла - количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3балла - целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

4 балла - рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

 5баллов - черкание.

Общий результат теста - это сумма  баллов по отдельным заданиям. Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

По итогам  тестирования были получены следующие результаты. Из 32 человек (100%)  28% детей готовы к обучению в школе, у 69% детей выявлен средний уровень подготовленности к школе и у 3% детей - уровень  подготовленности ниже уровня. (Приложение 10,11 )

Таким образом,  большинство детей группы готовы к обучению к школе. Различия в полученных результатах объяснимы возрастным цензом, так как у одной половины детей возраст достигает 6,5 лет, а у второй половины группы – 5,5 лет.

  

 

2.1.3. Диагностика интеллектуальной готовности ребенка

Диагностика памяти.

Методика 1. «Узнай фигуры».

Инструкция.

Эта методика —  на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в  онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рисунке, в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». [25]

Сначала для  пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами. (Приложение 6).

Анализ результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По итогам тестирования получены следующие результаты. 15% детей имеют высокий уровень развития, 50% детей имеют средний уровень развития, 32% детей – низкий уровень, у 3% детей – очень низкий уровень развития. (Приложение 10,11)

В целом процесс  узнавания сформирован у большей  части детей группы. У одной  трети детей данный процесс требует  развития.

 

Методика 2. «Запомни рисунки».

Инструкция.

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рисунке А. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рисунке Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».[25]

Время экспозиции стимульной картинки (рисунок А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и  вместо нее ему показывают вторую картинку рисунок Б. Эксперимент  продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин. (Приложение 7)

Анализ результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке  Б все девять изображений, показанных ему на картинке  А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

    1. балл — ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По результатам тестирования были получены следующие данные. У 6% детей очень высокий уровень развития, у 44% детей – высокий уровень развития, 50% детей имеют средний уровень развития. (Приложение 10,11)

В целом у  всех детей в группе объем кратковременной зрительной памяти развит. У  половины детей данную способность возможно еще развивать, чтобы достичь наивысших результатов.

 

Методика 3. «Выучи слова» А.Р. Лурия

Инструкция.

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. [25]

Результаты  заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны  последовательные попытки воспроизведения  ребенком ряда, а по вертикали —  количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Анализ результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы  об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По итогам тестирования получены следующие данные. 17% детей имеют высокий уровень развития, 67% детей – со средним уровнем развития, 13% детей – с низким уровнем развития и 3% детей – с очень низким уровнем развития. (Приложение 10,11)

 

Диагностика внимания

Методика 4 "Запомни и расставь точки".

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). [25]

Перед началом  эксперимента ребенок получает следующую  инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я  буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку  последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. (Приложение 8).

Анализ результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок  смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла  — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы  об уровне развития

 10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий

По итогам тестирования получены следующие данные. 24% детей имеют очень высокий уровень развития, 38% детей имеют высокий уровень развития, 35% детей – со средним уровнем развития, 3% детей – с низким уровнем развития. (Приложение 10,11)

В целом дети получили хорошие  результаты, которые говорят, что  у них начинает формироваться  произвольное внимание, конечно у  трети детей наряду с зачатками произвольного внимания больше преобладает непроизвольное внимание.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе