Шпаргалки по социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_sotsialke.docx

— 67.54 Кб (Скачать файл)

Единоличное принятие решения  руководителем имеет ряд достоинств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообразен в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного времени. Он эффективен только тогда, когда основные параметры  технологии деятельности продуманы  и проработаны группой заранее. Единоличное принятие решения характеризует  авторитарный стиль руководства. Недостатком  его является то, что исполнители  не принимают участия в выработке  решения и поэтому не несут  ответственности за результаты деятельности.

Коллективное принятие решения  в большей степени влияет на последующее  поведение людей, которые принимали  участие в его выработке. Однако здесь требуется достаточно много  времени, поскольку обсуждение в  группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективного решения  зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждения в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совещания или  собрания и б) дискуссии.

В процессе принятия решения  члены группы сталкиваются со следующими вопросами:

1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, получения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, а во-вторых, разработки системы норм и критериев, на основе которых можно было бы сформулировать принципиальные положения будущего решения.

2. «Что делать?». При ответе на этот вопрос выдвигаются разные предположения, и в итоге принимается окончательное решение.

3. «При чем тут мы?». При ответе на этот вопрос возникают либо включенность членов группы в решение задачи, их единство, заинтересованность в принятии согласованного решения, либо разброд, конфликтность, напряженность в отношениях.

Коллективное принятие решения  способствует интегративности группы (интегративность – процесс, который  характеризуется согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых  процессов.).

22.Процесс эмоциональной  идентификации(групповой процесс)  и референтность в малой группе. (групповое состояние)

Эмоциональная идентификация - отождествление себя со всей группой  как целостным образованием. Процесс  эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых  ролей, норм и ценностей. Механизмами  эмоциональной идентификации являются:

а) подражание - следование образу, примеру другого человека;

б) эмпатия - способность поставить  себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать  его переживания, усвоить его  личностный смысл;

в) проекция - наделение другого  человека своими чертами, чувствами, желаниями  как продолжение и отражение  себя самого в других людях.

Групповая эмоциональная  идентификация основывается на чувстве  принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к  такому групповому состоянию, как референтность.

Референтность - характеризуется  тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым.

2 типа групп (М. Шериф,  «Основы социальной психологии»  (1948 г.):

а) актуальная группа членства;

б) референтная группа, к  которой человек причисляет себя пси-хологически, к которой он хотел  бы принадлежать.

Т.о. референтная группа - это реальная или воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой  человек ориентируется в своем  поведении. Т. Ньяком выделили позитивные и негативные референтные группы. Позитивные - это группы, нормы и  ценностные ориентации которых принимаются  человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные - группы, которые вызывают у человека стремление выступить против них и членом которых он не хотел бы быть ни в  коем случае. Референтность группы - один из наиболее значимых мотивов  совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека на принадлежность к группе, референтность одновременно мотивирует его и на участие в  совместной деятельности.

23.Эффект социальной  фасилитации как  базовый групповой  эффект.

Эффект  социальной фасилитации -это усиление доминантных реакций в присутствии других, т.е побуждение человека к более первичным действиям. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. (эксперимент на велосипедистах)

 В 20-х годах эффект  социальной фасилитации интерпретировался  учеными как изменение мотивации  решения задачи у члена группы  в присутствии значимых для  него людей. Причем присутствие  значимых других влияло на  продуктивность индивидуальной  работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и  в отрицательном планах. В положительном  плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном  – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена  группы в присутствии остальных.

В середине 60-х годов понимание  термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать  ее как более широкое социально-психологическое  явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие  других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает  доминантные реакции.

Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

  • социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;
  • боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
  • отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

24.Эффект групповой  идентичности как базовый групповой  эффект.

Английские психологи  Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х  годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

• человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;

• Групповая идентичность состоит из следующих компонентов:

1. когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

2. эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;

3. поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

3 группы социальной  идентичности (С. Москович):

1. объективные природные идентичности - человек, пол, возраст;

2. объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;

3. субъективные идентичности- ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр

25.Характеристика  эффекта социальной лени.

Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил,  члены  группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при  выполнении совместных действий, чем  при выполнении индивидуальных действий. Этот феномен получил название социальной лени – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Формула Ригельмана: С=100-7(К-1) 
С- средний индивидуальный вклад участников

К- количество членов группы


Б. Латайне описал феномен  невмешивающегося свидетеля. Проведя  серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с  меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает  большое число людей. Обнаружена закономерность – вероятность получения  помощи выше, когда человек находится  в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении  большого числа людей.

Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.

 Формами социальной лени являются:

  1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  4. кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  5. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

26.Способы снижения  социальной лени.

• наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

• удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенность трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень;

• численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

• гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;

• групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат. Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.

27.Характеристика  эффектов группомыслия и синергии.

Эффект «синергии»- это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия- это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, далее если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Информация о работе Шпаргалки по социальной психологии