Шпаргалка по "конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликт - многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия "конфликт", зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.
Конфликт в конфликтологии - это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

ШП по КОНФЛ.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

На специфику зарубежных исследований конфликтов повлияли исследования социологии, политологии и психологии, так как в рамках данных научных направлений предметом исследования часто выступал конфликт.

Можно заметить несколько особенностей зарубежных исследований конфликта.

1. Более длительная история исследований в этой области (первые шаги в создании теории конфликта сделаны во второй половине XIX в .).

2. В конфликтологии за рубежом доминируют прикладные цели и задачи, поэтому эмпирические исследования имеют большую ценность, нежели разработка теории.

3. Представленные взгляды на вопросы конфликта более разнообразны, вариативны и поляризованы - все это расширяет теоретические границы понимания конфликтов.

4. Существуют специальные научные журналы, посвященные исследованиям конфликтов и конфликтологии.

Психологические исследования конфликта проходили по следующим направлениям: поведенческие конфликты; конфликты взаимодействия или интеракционистское направление; конфликт как следствие фрустрации; природная агрессивность человека - основная причина конфликтов в этиологическом подходе; влияние окружения, группы и ее развития на конфликты; исследования конфликтов, объясняющие их природу наличием у людей социальных инстинктов и страхов - социотропное направление; психоаналитическое направление; изучение переговорного процесса при решении конфликтов; эксперименты по моделированию конфликтных ситуаций; исследование стилей поведения субъектов конфликта.

Столь разнообразные психологические исследования конфликтов дали значительные результаты, данные позволили сформулировать многие теоретические подходы в конфликтологии.

Например, стратегии поведения человека в конфликтной ситуации, выявленные Р. Блейком, К.Томасом и Дж. Мутоном(приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание), оказали большое влияние на теорию разрешения конфликтов.

Социологические исследования конфликтов признаются тождественными исследованиям в современной конфликтологии, потому что основные теории конфликтологии были разработаны именно благодаря исследованиям социологов. Социологические исследования, ставшие значимыми для конфликтологии: теории функционального конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер) , структурнофункциональный подход (Т. Парсонс) , теории конфликта в обществе (К. Боулдинг, Р. Дарендорф) .

Исследования конфликта в политологии внесли свой вклад в конфликтологию благодаря теории политических групп (Г. Моска, А.Бентли) , исследованиям политической стабильности (Дж. Блондел, С. Липсет) и элиты общества (В. Парето) .

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.

Острые конфликты существовали в экономической, политической и социальнобытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье ). Поэтому в 1980 - начал е1990х гг. дефицит конфлик тологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров) . Проводятся исследования по конфликтам на Ближнем Востоке, этническим и межнациональным противоречиям на территориях бывшегоСССР. На начало 1990х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе.

Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликта.

Поэтому в Москве, СанктПетербурге, Новосибирске, Белгороде и других городах открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман) ,выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А.Анцупов и А. Шипилов (признанные ведущими конфликтологами в России ) издают учебные материалы по конфликтологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликта.

В психологических исследованиях конфликта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанце

ва - исследователей социальных аспектов конфликтов в обществе.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Причины конфликтов - важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.

Определяют четыре основных группы причин.

1. Объективные причины.

2. Структурноуправленческие, или организационные.

3. Социальнопсихологические факторы.

4. Субъективные причины.

Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни - примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.

Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, - социально-психологические факторы .

Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.

Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.

Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Любой конфликт состоит из ряда компонентов, некоторые из них объективно присутствуют независимо от вида и формы конфликтной ситуации и составляют структуру конфликта. Но существуют и компоненты, которые могут привноситься в конфликтное взаимодействие участниками каждого конкретного конфликта или возникать только в определенных условиях. Другими словами, это субъективные компоненты, или психологические компоненты конфликта.

Выделяют три основных психологиче ских компонента конфликта :

- мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта;

- способы и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии;

- информационная составляющая моделей поведения участников.

Стремление удовлетворить потребность часто служит мотивом к конфликтному взаимодействию. Определить мотивы конфликта не всегда возможно, так как участники склонны скрывать истинные мотивы, выдавая за них поверхностные и явные объяснения своего поведения. Истинные же мотивы формируют цель конфликтного взаимодействия для каждого участника.Цель - это результат, к которому стремятся участники.

Все действия участников исходят из поставленной цели.

Потребности - это основные условия, активизирующие мотивы и действия противоборствующих сторон. Потребности могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии и в каких условиях находится индивид. Удовлетворение своих потребностей - это естественное стремление человека, важно то, каким способом участник взаимодействия этого добивается. Часто действия становятся конфликтными, превращая поведение индивида в противоборствующее, остроконфликтное.

Такое поведение вызывает негативную реакцию у оппонента или человека, чьи стремления, мотивы и потребности направлены в противоположную сторону. В дальнейшем происходит чередование реакций и действий, которые формируютконфликтное поведение при взаимодействии. При ориентации участника только на себя стратегии действий имеют форму избегания или соперничества.

При более конструктивном подходе - ориентации на других участников конфликта- форма поведения - сотрудничество, приспособление, компромисс. Возможные тактики действий сторон могут быть нейтральными, мягкими или жесткими по воздействию.

Третий компонент психологической направленности конфликта представляет собой совокупность взглядов, мыслей и информации о конфликте противоборствующих участников. Именно от этого зависит, насколько эмоционально будет проходить конфликт и как скоро будет возможно его разрешение.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность - это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта - это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

- отдельная личность;

- социальная группа;

- организация;

- государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных - подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица - независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

Информация о работе Шпаргалка по "конфликтологии"