Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Юридическая психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 144.69 Кб (Скачать файл)

8.Понятие, виды, закономерности памяти. Роль  закономерностей памяти в поз.дея-ти юриста.

Память - сложный психический процесс, включающий в себя:

1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и  т. д.;

2) сохранение в памяти того, что  было запомнено;

3) узнавание при повторном восприятии  и воспроизведение запомненного.

Физическая основа памяти - следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом м.б. оживлены повторным восприятием (узнаванием) или же путем припоминания.

Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.

В психологии различают 4 типа памяти.

- Наглядно-образная память проявляется  в запоминании, сохранении и воспроизведении  зрительных, слуховых, вкусовых, температурных  и т.п. образов. Это может быть  зрительное представление объекта  наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д.

- Словесно-логическая память выражается  в запоминании и воспроизведении  мыслей. Этот тип памяти тесно  связан с речью, так как любая  мысль обязательно выражается  словами.

- Двигательная память зависит  от мышечных ощущений, от возбуждения  и торможения соответствующих  проводящих путей и нервных  клеток.

- Эмоциональная память – это  память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом.

Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную.

Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией.

Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление.

В юр деят-сти целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1) основная мысль (осмысливание  запоминаемого);

2) факты и события (что, когда  и где происходит);

3) причины происходящих событий;

4) выводы и источник информации.

Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними сущ-вует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание явл-ся, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой – оно оказывается его результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе.

Рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

Юрид-кая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

9. Мышление: понятие, его виды, этапы  мыслительного процесса; значение  и роль мышления в процессе  осознания, понимания субъектом  своих действий.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлени­ями природы и общества. Мышление протекает на языковой основе. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. Мысль человека формулируется в об­разах, понятиях и суждениях (это формы мышления).

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. В ходе обобщения в сравниваемых предметах выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышле­ния:

1)наглядно-действенное;

2)наглядно-образное;

3)отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в прак­тической жизни человека. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятель­ности юриста-практика.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Напри­мер, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и мысленно решает проблемную задачу.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

Ориентирование в условиях задачи. Анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический ха­рактер. (процесс изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении). В это время строятся гипотетические суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего события, о возможно причастных к нему лицах.

10. Внимание: понятие, его виды и  свойства; роль внимания в деятельности  юриста.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий.

Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета).

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство , выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.

11.Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика его развития, влияние  стресса на поведение и деятельность  человека.

Стресс - состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. Приспособительная функция организма => восстановление нормального состояния - сущность стресса, выделяющая его среди других состояний напряжения.

Мобилизующее действие. Возникая, стресс мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, физическую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности (пример: выполнение субъектом не только простых, но и более сложных для него задач). Деструктивное действие. при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному (отрицательному) результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на здоровье, психику человека, нередко приводящее к их расстройству, негативно воздействуя на поведение.

Возникновение психической напряженности (стресса) часто бывает связано с необходимостью решения человеком субъективно важных и вместе с тем сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл. Этому в значительной мере способствуют актуальные для субъекта сверхбыстрые изменения социальной обстановки, экстремальные условия деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"