Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Специальной психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 40-48.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.ТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СЕМЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩУЮ  РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА (ПО Л. М. ШИПИЦИНОЙ)

 

   Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

  • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
  • личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
  • семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  • социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функционирования сужается;
  • «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

   Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже

самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ ПРИ РОЖДЕНИИ  РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНОМ, СОМАТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ.

 

   Качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих  детей- инвалидов, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

   Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Такой факт является причиной сильного стресса для родителей, в большей степени- для матери. Этот стресс оказывает сильное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.

   Деформируются:

- сложившийся стиль внутрисемейных  взаимоотношений;

- система отношений членов  семьи с окружающим социумом;

- особенности миропонимания  и ценностных ориентаций каждого  из родителей больного ребенка.

   Соматический уровень: стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызвать различные заболевания у его матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний.

   Таким образом, заболевание  ребенка, его психическое состояние  может являться психогенным и  для родителей.

   Социальный уровень: после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников. Это испытание так же оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. СХЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ  С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ПО В. С. СОММЕРСУ.

 

В отношениях родителей к своему  аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. Соммерс выделил 5 таких схем.

1.принятие ребенка  и его дефекта. Объективно оценивает поведение такого ребенка, проявляет по отношению к нему настоящую преданность. Главный девиз- «необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно».

2.Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

3.Реакция чрезвычайной  защиты, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от все опасностей.

4.Скрытое отречение, отвержение ребенка. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.

5.Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто принимается с отвращением и родитель полностью осознает свои вражденные чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"