Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:54, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет социальной психологии. Специфика объекта и предмета социологии и социальной психологии. Специфика объекта и предмета общей психологии и социальной психологии.
...
14.Понятие коммуникативной деятельности, ее основные структурные компоненты. Значение и смысл в процессе коммуникации (Леонтьев).

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Однако при любом подходе  принципиальным является вопрос о связи  общения с деятельностью. В отечественной  психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

 

8.Перечислите основные классификационные схемы функций общения, раскройте их содержание (Журавлев)

  1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная - это  различные формы и средства обмена и передачи информации, благодаря  которым становятся возможными обогащения действий и взаимопонимание людей (связь человека с миром во всех формах деятельности). Она осуществляется с помощью языка, является необходимым условием преемственности и развития, социального и научного прогресса человечества, индивидуального развития личности. Обмен информацией, что происходит между людьми в различных видах деятельности, обеспечивается коммуникативной функцией общения. Контакты между людьми не ограничиваются только потребностями передачи информации. Интерактивная - взаимодействие между индивидуумами, а именно обмен не только знаниями, идеями, а также влиянием, взаимными попытками, действиями и т.п.; Перцептивная - процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основы для взаимопонимания. Перцептивные умения и навыки проявляются в способностях определять контекст встречи, понимать настроение партнера по его вербальной и невербальной поведением, учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации. Общение является необходимостью и условием человека, оно предполагает процесс обмена ценностями и социальным опытом личности, формирует отношение к себе, к другим людям и общества и т.п..

9.Понятие социальной  роли. Ролевая теория личности (Мид,  Ядов.) Двойственная детерминация  социальной роли.

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны.

Социальная роль состоит  из:  
- ролевого ожидания и  
- ролевого исполнения (игры).  
Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи  с необходимостью осмысления влияния  социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения  с другими людьми. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом в зависимости от ее социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть ее социальная роль. Как установил Дж. Мид, важнейшую роль в развитии этого процесса в детский период формирования личности выполняет игра, в процессе которой ребенок учится принимать на себя роль другого и воспринимать свое "Я" не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека.

 

10. Элементы  социальной роли. Стиль ролевого  поведения. Трудности, связанные  с исполнением социальной роли. Значение социальной роли в процессе формирования и социализации личности.

Социальные роли, как  правило, регулируют деятельность индивида в формализованных группах. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается. Социальное взаимодействие принадлежит к центральным понятиям социологии и является одним из основных объектов социологического исследования.

Таким образом, взаимодействие понимается как многосторонний, взаимный процесс, в который вовлекается все  общество или его часть и который  обязательно включает в себя следующие  элементы:

- индивидов, которые совершают  действие;

- изменения, к которым приводят  данные действия;

- индивидов, на которых намеренно  или ненамеренно оказывается  воздействие;

- ответные реакции  или обратную связь (в виде  действий, контрмер, оценок, применения санкций).

Стиль ролевого поведения – это «личностная окраска» исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности двупланово: это действия 1) от нормативных  требований, 2) от личных притязаний. Первый план поведения – социальная форма ролевых действий. Второй план – психологический способ ролевой самореализации. Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов: во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью; во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль; в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость; в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли. Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека.

 

11.Понятие общения.  Многообразие определений. Философский,  социологический, социально-педагогический  и психологический подходы к  определению общения.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Для философии общение представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. Сложности в описаниях общения разъясняются определениями этого феномена как прямого и косвенного, непосредственного и опосредствованного. Социологи рассматривают общение, прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты - как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В психологии  общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

 

 

 

12.Структура  общения. Структура общения по  Андреевой. Структура общения  у Обозова, Коломинского, Бодалева, Реан.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

А. Бодалев в структуре  общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты.

 

13.Структура  процесса коммуникации. Модели коммуникации (линейная, интерактивная, трансактивная).

Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.

В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента: 
- отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;  
- сообщение; 
- канал или средство передачи информации;  
- получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. 
Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: 
- зарождение идеи или отбор информации;  
- выбор канала передачи информации;  
- передача сообщения;  
- интерпретация сообщения.

Коммуникацию можно  классифицировать по разным основаниям.  В зависимости от языка сообщения  различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.

Существуют различные модели коммуникации, содержащие различное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассматриваемыми являются: Линейная модель. Предложена американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи. Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь.

 

14.Понятие коммуникативной  деятельности, ее основные структурные компоненты. Значение и смысл в процессе коммуникации (Леонтьев).

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"