Шпаргалка по «Психологическому консультированию личности с девиантным поведением»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
Понятие «отклоняющееся поведение личности».
Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
Проблема классификации поведенческих отклонений.
Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
Факторы делинквентного поведения.
Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
Социопатическая личность.
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
Общая характеристика зависимого поведения личности.
Факторы зависимого поведения личности.
Феномен со-зависимости.
Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения.
Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
Методы стимулирования позитивной мотивации.
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Методы саморегуляции.
Когнитивное переструктурирование.
Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
Методы формирования позитивного поведения.
Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.

Вложенные файлы: 1 файл

девиантное.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

В целом феномены, которые называются психологическими защитами, имеют множество полезных функций. Они могут проявляться в форме здоровой адаптации и творчестве. Они также могут защищать Я от какой-либо угрозы. Личность, чье поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач: 1) избежать некоторого угрожающего мощного аффекта (например, тревоги или горя) или овладеть им; 2) сохранить самоуважение; 3) уйти от внешней опасности.

Важная роль Эго в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». Сила Эго - это способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна (без привлечения примитивных защит, подобных отрицанию). Сила Эго проявляется, как указывает О.Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности [5].

Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. 3. Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, и когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным в широком смысле.

В соответствии с психоаналитическими представлениями существенную роль в динамике внутренних конфликтов играют родители, выступающие главными объектами в мире ребенка. Представители более позднего направления в психоанализе - теории объектных отношений последовательно развивают идею о связи психологических проблем с неблагополучием в объектных отношениях. Огромное значение имеет то, как ребенок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении всей ее жизни [13, с. 226].

В рамках Сэлф-психологии (психологии собственного Я) защита рассматривается как средство поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я. Самоуважение несомненно влияет на поведение человека. Например, два человека с одинаковыми суицидальными намерениями могут различаться по субъективным переживаниям. Один ощущает себя плохим, испытывает чувство вины за свое никчемное существование. На языке теории объектных отношений он переполнен интернализированными объектами, говорящими, что он плох. Дртой ощущает себя не столько аморальным, сколько внутренне пустым, дефективным, безобразным. Субъективно он лишен интернализированных внутренних объектов, которые могли бы направить его.

Внутри психоаналитического течения и подходов, вышедших из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько теорий, оказавших существенное влияние на современное понимание характера и поведение человека. Они включают идеи: аналитической психологии Карла Юнга; индивидуальной психологии Альфреда Адлера; теории травмы рождения Отто Ранка; трансакт-ного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения личности наиболее полезной оказалась теория Адлера.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1878-1937) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде - это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности и т.д. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Слабость переживается как чувство неполноценности. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, впервые возникает в 4 -5 лет. Его усиливают два основных фактора. Во-первых, это врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком маленький рост). Во-вторых, это неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку). Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды [1].

В норме направленность на цель достижения превосходства гармонично сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми (на основе чувства общности), так что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению (совершенству, превосходству). Возможны два основных способа преодоления ощущения неполноценности: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация недостатков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования). Врожденное социальное чувство также компенсирует слабость человека. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются подавлять других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам - успеху, власти, объединению в группы.

При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Это совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности. А.Адлер распространил данный механизм на широкий круг аномальных и нормальных явлений. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных проблем, так и внутренним стимулом для личностного развития.

В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной направленностью является стремление к достижению превосходства, которое настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой человек воспринимает людей как средство достижения личных выгод, видит в обществе враждебную силу, не хочет и не может сотрудничать с другими. Эта конфронтация проявляется в гипертрофированной реакции протеста против любых требований общества: уважать других, говорить правду, учиться и работать, признавать правоту другого, быть благодарным... Идея превосходства побуждает к действиям подчинения, принижения и дискредитации других. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности - нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, - определяющие как поведение личности, так и ее жизненный путь в целом.

Мы проанализировали психодинамические концепции, раскрывающие глубинные механизмы личностного функционирования. Данные теории прежде всего позволяют ответить на вопросы: почему люди ведут себя определенным образом. Какова мотивация их поведения и как она сформировалась.

15. Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.

Защиты преобладающие у данного человека, зависят от взаимодействия следующих факторов: 1) врожденный темперамент ребенка; 2) природа стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защитные стили родителей и других значимых людей; 4) опыт использования защит в жизни (подкрепления).        

Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие:        

Подавление (вытеснение) – процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными (главный скрытый механизм, лежащий в основе всех других видов защиты);        

Отрицание- игнорирование какого-либо требования внешнего мира, впоследствие его болезненности для индивида;        

Проекция- процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру;        

Формирование реакции - процесс обращения импульса в его противоположность (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о ней);        

Регресс- возврат к менее зрелому уровню развития;         

Сублимация- направление инстинктивных импульсов в социально приемное русло, например в интеллектуальную сферу, творчество.         

 Для уменьшения или устранения  отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание. Например, наказание, основанное на страхе. Обычно оно достаточно эффективно, но в некоторых ситуациях наказание вызывает другие чувства- любопытство, идентификацию с агрессором, садомазохисткое удовольствие. В подобных случаях наказание будет подкреплять и усиливать нежелательное поведение. В ряде случаев трудно проконтролировать условия наказания. Наиболее яркий тому пример- исправительное учреждение, где в силу специфических условий через 5-7 лет поведение личности деформируется почти необратимо.        

 Кроме этого, эффективность наказания зависит от ряда условий: оно должно применяться сразу после нежелательного поведения; быть пропорционально поступку; индивидуально значимым; и по возможности должно осуществляться без свидетелей… Большинство исследователей признают, что наказание далеко не всегда предупреждает нежелательное поведение.

16. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.

А) Согласно Адлеру, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами – неполноценности и общности с себе подобными. Он стремится к совершенству, как к компенсации своей неполноценности и к установлению значимых социальных отношений.

Компенсация «на полезной стороне жизни (по Адлеру) ведет к формированию ощущения собственной ценности, что предполагает доминирование чувства общности над индивидуалистическим стремлением к превосходству. В случае «компенсации на бесполезной стороне жизни» чувство неполноценности трансформируется в комплекс неполноценности, составляющий основу невроза, либо в «комплекс превосходства». В то же время, Адлер видел корни отклонений не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой.

В качестве важного фактора формирования личности Адлер выделяет структуру семьи. Место ребенка в ней  и соответствующий тип воспитания оказывают значительное влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности и комплекса неполноценности.

Б) Помогает понять псих причины многих формотклоняющегося поведения. А. Адлер(1878-1937) считал основным фактором, опредразвитие индивидуальности, главную жизненную цель- цель достиженияпревосходства над другими(стремление к власти ,красоте, богатству, силе,известности). Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни какреакция на чувство неполноценности. Чувство неполноценности впервые возникает в4-5 лет. В норме направленность на цель достижения превосходства гармоничносочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми(чувствообщности). Врожденное социальное чувство компенсирует слабость человека.Комплекс не полноценности одновременно является как причиной серьезных проблем,так и стимулом для личностного развития. В случае нарушенного поведениякомплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой. Такойчел воспринимает людей как средство достижения личной выгоды, видит в обществевраждебную силу, не хочет и не может сотрудничать с другими. В итогеформируются негативные черты личности, определяющие как поведение личности, таки ее жизненный путь в целом.

17. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).

Если психоаналитический подход ориентирован преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории, вышедшие из бихевиоризма, изучают непосредственно наблюдаемое поведение. Данное направление представляет для нас особый интерес, поскольку предметом нашего изучения также является поведение личности (хотя и отклоняющееся).

Бихевиоризм (поведенческая психология) в качестве самостоятельного направления выделился в начале XX в. Его основание связывают с такими именами, как Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер.

Основные положения поведенческой психологии можно сформулировать в следующих постулатах.

Психология должна заниматься предсказанием реального (наблюдаемого) человеческого поведения и его управлением.

Цель любого поведения - приспособление к среде.

Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях. (Первоначально под «поведением» понимались только внешние проявления - двигательные, эмоциональные, вегетативные, речевые.) Данный процесс реализуется по схеме: стимул - промежуточные переменные - реакция. Под промежуточными переменными в настоящее время понимают все, что может быть скрыто за реакцией. Это - эмоциональные процессы (особенно тревога), мотивация данной формы поведения (побудительные факторы), когнитивные процессы (особенности восприятия, понимания ситуации и т.д.), процессы саморегуляции.

Поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ (наследственные, шаблонные реакции организма как целого).

Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение - процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Исключение составляют случаи, когда изменение активности связано с врожденными рефлексами, созреванием или временными состояниями (усталость, наркотическое опьянение).

Бихевиоральная теория - это всеобъемлющая теория, описывающая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения [12].

Классическое обусловливание, открытое И. П. Павловым (1849 - 1936), стало первым законом поведенческой психологии и оказало фундаментальное влияние на все последующие исследования закономерностей поведения. Классическое обусловливание (условный, или респондентный, рефлекс) - это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма). Например, изображение вкусной пищи (условный стимул) может вызывать слюноотделение, также как и попадание пищи в рот (безусловный стимул). Каждое действие имеет тенденцию к повторению, если оно основано на безусловных или условных рефлексах и вознаграждено. Повторяющиеся действия превращаются в привычку. Если же действия не повторяются или не подкрепляются, то они угасают.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологическому консультированию личности с девиантным поведением»