Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, шпаргалка
1. Понятие личности в философии, социологии и психологии
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент
9. Соотношение темперамента и характера.
55. Теория личности К.К. Платонова
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна
Можно выделить два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное».
1. «Событийное» развитие – развитие преимущественно через внешние ситуации-события. Источник развития при этом находится вне личности. Личность склонна бессознательно (или полуосознанно) помещать себя в такие ситуации (а со стороны кажется, что случайно попадает в них), в которых оказывается вынужденной изменяться, развиваться уже внутренне. Так развивается «человек внешний».
2. «Личностное» развитие – внутреннее развитие, внешне бессобытийное (или малособытийное). Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой, например, с обращением к религии либо к психотехническим приемам, либо к той или иной разновидности психоанализа. Так развивается «человек внутренний».
Личность «человека внешнего» развивается путем смены новых ситуаций, в которые она себя помещает. Это ситуационно-личностное взаимодействие, при котором развитие идет от внешней ситуации. Личность «человека внутреннего» развивается в первую очередь путем смены «личностей», т. е. существенных личностных параметров, личностных уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций.
Естественно, возникает вопрос о причинах того или иного типа развития. Предположительно, тип развития может быть связан с такой личностной характеристикой, как уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, а также со смежными характеристиками – уверенностью в себе, личностной зрелостью и т. п. Однако полностью тип развития не определяется ими. Возможно влияние мало изученной особенности – ситуационной смелости, характеризующейся склонностью к вступлению в новые жизненные ситуации и противоположной ситуационному консерватизму. Кроме того, возможно влияние особенностей восприятия жизненного пути как прерывистого (событийного) или непрерывного (целостного) образования, а также направления развития личности: к себе (личностный рост, эго-ориентация) или от себя (духовный рост, экоориентация).
16. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.
Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий
1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный — ценностное
отношение к себе;
3) поведенческий — особенности регуляции
поведения.
Самосознание – динамичное исторически
развивающееся образование, выступающее
на разных уровнях и в разных формах. Первой
его формой, которую иногда называют самочувствием,
является элементарное осознание своего
тела и его вписанности в мир окружающих
вещей и людей. Оказывается, что простое
восприятие предметов в качестве существующих
вне данного человека и независимо от
его сознания уже предполагает определенные
формы самоотнесенности, т.е. некоторый
вид самосознания. Для того чтобы увидеть
тот или иной предмет как нечто существующее
объективно, в сам процесс восприятия
должен быть как бы «встроен» определенный
механизм, учитывающий место тела человека
среди других тел – как природных, так
и социальных – и изменения, которые происходят
с телом человека в отличие от того, что
совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания
связан с осознанием себя в качестве принадлежащего
тому или иному человеческому сообществу,
той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
19. Я – концепция (понятие, структура, функции)
Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.
Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция создает у человека ощущение своей самотождественности.
В структуре Я-концепции выделяют три составляющих:
Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.
2. Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
20. Я – концепция в различных психологических теориях: Разработка Я – концепции В. Джемсом
Уильям Джемс первым из психологов
начал разрабатывать
Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.
По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
"постулат Джемса": наша самооценка
зависит от того, кем мы хотели бы стать,
какое положение хотели бы занять в этом
мире; это служит точкой отсчета в оценке
нами собственных успехов или неудача
Наверное, всем людям свойственно стремление
максимально развить всевозможные грани
своего Я, однако ограниченность способностей
человека, ограниченность его существования
в пространстве и во времени в принципе
заставляют каждого подходить реалистически
- выбирать лишь отдельные аспекты личностного
развития и ставить по отношению к ним
конечные цели, с достижением которых
человек связывает свой жизненный успех.
Коль скоро такой выбор сделан, самооценка
отсчитывается уже относительно притязаний:
она повышается, если они реализуются,
и понижается, сели человеку но удается
их реализовать. самооценки, чутко регистрирует
соотношение собственных притязаний и
реальных достижений. Еще в начале XX в.
американский психолог У.Джеймс высказал
важную мысль о том, что определяющий компонент
образа «Я» личности - самоуважение - характеризуется
отношением действительных ее достижений
к тому, на что человек претендует, рассчитывает.
Им была предложена формула, где числитель
выражал реальные достижения индивида,
а знаменатель - его притязания: Самоуважение
= успех/ притязания.
При увеличении числителя и уменьшении
знаменателя дробь, как известно, возрастает.
Поэтому человеку для сохранения самоуважения
в одном случае необходимо приложить максимально
усилия и добиться успеха, что является
трудной задачей; другой путь - снижение
уровня притязаний, при котором самоуважение,
даже при весьма скромных успехах, не будет
потеряно.
21. Я – концепция в различных психологических теориях: Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.