Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.  Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. 

 Сознание развивается  у человека только в социальных  контактах и становится возможным  лишь в условиях активного  воздействия на природу, в условиях  трудовой деятельности. Сознание  возможно лишь в условиях существования  языка, речи, возникающей одновременно  с сознанием в процессе труда.

Функции сознания

1) отражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная  функция - основная функция, характеризует  сущность сознания.

Функции организации сознания состоят в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

.Главная функция самосознания - сделать  доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием,  саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция - защитная - стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Вопрос 9 Структура и содержание сознания

Сознание - функция головного мозга, сущность которой заключается:

1 сущность - в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире);

2 сущность - в связывании вновь поступающей информации с прежним опытом (открываю один глаз утром и определяю, где я, то я в сознании)

3 сущность - выделении человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя как субъекта, конструктивно-творческой переделке внешнего мира (познающий субъект, способный мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролирующий собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность)

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей

 

Структура сознания: осознание вещей, а также переживание, ощущения,

- восприятия,

- представления,

- понятия,

- мышление

- внимание

- волнение,

- боязнь,

- плач,

- восхищение,

-любовь

-ненависть

Содержание сознания:

- образы непосредственного  окружающего мира (напр.природы),

-образы-воспоминания (напр.из  детства, значимой встречи),

-мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия,

-острое отрицательное  эмоциональное переживание 

- мысли

- идеи

Вопрос 10 Состояния сознания:

-эмоциональные состояния (больше в литературе при описании  состояний героев, их переживаний, эмоций)

- устойчивые состояния (спокойно  о чем-то думаем, о каком-то  ярком образе)

- изменчивые состояния (переход  от одной мысли на другую)

- произвольные (процессы  сознания организуются и направляются  субъектом)

- непроизвольные (процессы  сознания происходят как бы  сами собой)

В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояние бодрствования, или активное состояние, и сон, рассматриваемый как период отдыха.

В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.

Вопрос 11 СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 Сознание - функция головного мозга, сущность которой заключается:

1 сущность - в адекватном, обобщенном и осуществляющемся  в речевой форме активном отражении  действительности (с помощью языка  человек передает людям не  только сообщения о своих внутренних  состояниях, но и о том, что  знает, видит, понимает, представляет);

2 сущность - в связывании  вновь поступающей информации  с прежним опытом (открываю один  глаз утром и определяю, где  я, то я в сознании);

3 сущность – в выделении  человеком себя из окружающего  мира, противопоставление себя как  субъекта, (познающий субъект, контролирующий  собственные психические и поведенческие  состояния);

Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Характеристики сознания - непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес). Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на бессознательном уровне.

Бессознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не осознаются.

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;

сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;

бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное играет в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд.

Неосознаваемые процессы

1. неосознаваемые механизмы  сознательных действий - многие из  них образуются путем передачи  функций сознания на неосознаваемые  уровни:

а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной";

б) явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении ;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия  и состояния человека.

2. неосознаваемые побудители  сознательных действий - они вытеснены  из сознания, эмоционально заряжены  и время от времени прорываются  в сознание в особой символической  форме.

Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

 Неосознаваемые образы  восприятия существуют и проявляются  в феноменах, связанных с узнаванием  ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у  человека при восприятии какого-либо  объекта, предмета, ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 12 Понятие самосознания.

Самосознание - потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке, это процесс развития сознательной личности, это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира

Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- когнитивный, отражающий  самопознание индивида;

- эмоциональный, выражающий  его самоотношение (самооценку);

- поведенческий, отражающий  саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:

- формирование себя как  неповторимой личности (приобретение  собственного образа «Я»).

- самозащита своего образа  «Я» как фактора устойчивости  личности во всех условиях  жизнедеятельности.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

     Самосознание  является венцом развития высших  психических функций. Оно позволяет  человеку не только отражать  внешний мир, но, выделив себя  в этом мире, познавать свой  внутренний мир, переживать его  и определенным образом относится  к себе.

Вопрос 13 Понятие деятельности.  Виды деятельности

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру (в процессе деятельности человек познает окружающей мир, его закономерности, воспринимает различные явления, в процессе деятельности создаются продукты и материальные вещи - одежда, пища, жилище, без которых не может существовать человек, происходит создание духовные ценностей - музыки, живописи, поэзии, науки), определяемая осознанной целью (осознает цель и способы ее достижения, планирует, учитывает возможные трудности, предвидит результат) и связанная с преобразованием действительности (своим трудом преобразует окружающий мир - пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города).

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей

 

Виды деятельности:

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"