Школьная тревожность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение исследований и сравнение их результатов.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

реф. об. пс..doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%).

Для каждого респондента.

2) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%..

Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов),

б) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

 

 

 

 

 

 

2 Шкала явной тревожности  CMAS.

 

Шкала явной тревожности для детей (The Childreпs Forт of Maпifest Аnxiety Sca/e - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo D году на основе шкалы явной тревожности (Maпifest Aпxiety Sca/e) Дж. Тейлор (J. А. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

 

 

Инструкция.

Ниже будут напечатаны 53 предложения. В предло­жениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь «+», если неверно, тогда поставь «-». Не думай над ответом долго. Если не мо­жешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выби­то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложе­ние сразу два ответа (т.е. ставить и «+», «-»). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

 

 

              Шкала CMAS

 

  1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
  2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
  3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
  4. Ты легко краснеешь.
  5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
  6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
  7. Ты очень сильно стесняешься.
  8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
  9. Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
  10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
  11. В глубине души ты многого боишься.
  12. Ты часто чувствуешь. что другие недовольны тобой.
  13. Ты боишься остаться дома в одиночестве.
  14. Тебе трудно решиться на что-либо.
  15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
  16. Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.
  17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
  18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
  19. Тебя легко разозлить.
  20. Часто тебе трудно дышать.
  21. Ты всегда хорошо себя ведешь.
  22. У тебя потеют руки.
  23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
  24. другие ребята удачливее тебя.
  25. Для тебя важно, что о тебе думают другие.
  26. Часто тебе трудно глотать.
  27. Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
  28. Тебя легко обидеть.
  29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
  30. Ты никогда не хвастаешься.
  31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
  32. Вечером тебе трудно уснуть.
  33. Ты очень переживаешь из-за оценок.
  34. Ты никогда не опаздываешь.
  35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
  36. Ты всегда говоришь только правду.
  37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
  38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
  39. Ты боишься темноты.
  40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
  41. Иногда ты злишься.
  42. У тебя часто болит живот.
  43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
  44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
  45. у тебя часто болит голова.
  46. Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
  47. Ты иногда не выполняешь свои обещания.
  48. Ты часто устаешь.
  49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
  50. Тебе нередко снятся страшные сны.
  51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
  52. Бывает, что ты врешь.
  53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

 

 

 Бланк для ответов№1

             

Фамилия ---------------------------------     Имя-----------------------------    Возраст----------     Класс-------

 

« + » - ДА .        « - » - НЕТ

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Предварительный этап

 

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диаг­ностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердитель­ный ответ «верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. для про верки следует исполь­зовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «вер­но») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

 

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двой­ные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», И «неверно»), про­пуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, Koгдa y испытуемо­го ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на об­щих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропуска­ют или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

 

1.Подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «соци­альной желательности» (табл. 6.5).

 

Таблица 6.5. Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS

 

Ответ ВЕРНО

Ответ НЕВЕРНО

5,17,21,30,34,36

10,41,47,49,52


 

Критическое значение по данной субшкале - 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы. испытуемого могут быть недосто­верны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

 

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (табл. 6.6).

 

Таблица 6.6. Ключ к субшкале тревожности \

 

Ответы ВЕРНО

1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,18,19,20,22,23, 24, 25, 26, 27, 28,29,31,32,33,35,37,38,39,40,42,43,44,45,46,48,50,51,53

 

 

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

 

3. Первичная оценка переводится в шкальную (табл. 6.7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого дан­ные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

 

 

Таблица 6.7. Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены

 

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

Стены

7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12лет

 

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

1

0-2

0-3

О

0-1

0-3

0-2

0-6

0-5

2

3-4

4-6

1-3

2-4

4-7

3-6

7-9

6-8

3

5-7

7-9

4-7

5-7

8-10

7-9

10-13

9-11

4

8-10

10-12

8-11

8-11

11-14

10"':13

14-16

12-14

5

11-14

13-15

12-15

12-14

15-18

14-16

17-20

15-17

6

15-18

16-18

16-19

15-17

19-21

17-20

21-23

18-20

7

19-21

19-21

20-22

18-20

22-25

21-23

24-27

21-22

8

22-25

22-24

23-26

21-23

26-28

24-27

28-30

23-25

9

26-29

24-26

27-30

24-26

29-32

28-30

31-33

26-28

10

29 и более 27 и более

31 и более 27 и более

33 и более 31 и более

34 и более 29 и более

 

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уров­не тревожности испытуемого (табл. 6.8)

..

Таблица 6.8. Характеристика уровней тревожности

 

Стены

Характеристика

Примечание

1-2

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Подобное чрезмерное спокойствие может иметь и не иметь защитного характера

 

3-6

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

 

7-8

Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

 

9

Явно повышенная тревожность

Обычно носит «разлитой» генерализованный характер

10

Очень высокая тревожность

Группа риска

Информация о работе Школьная тревожность