Что такое творческий потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 01:54, реферат

Краткое описание

Сегодня существует множество определений творческого потенциала личности, но все они схожи в том, что творческий потенциал напрямую связан с потребностью человека творить, то есть просто с творчеством или, как сейчас говорят, с креативностью. То есть, обладая этим качеством, человек всегда стремится вперёд, он пытается открыть для себя что-то новое, пытается улучшить то, что уже известно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 193.20 Кб (Скачать файл)

Что такое творческий потенциал.

Сегодня существует множество  определений творческого потенциала личности, но все они схожи в том, что творческий потенциал напрямую связан с потребностью человека творить, то есть просто с творчеством или, как сейчас говорят, с креативностью. То есть, обладая этим качеством, человек всегда стремится вперёд, он пытается открыть для себя что-то новое, пытается улучшить то, что уже известно. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования деятельности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее.

В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено  в русский язык рекламщиками как  калька с английского "creative" - творчество, творческий (есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).

Такую характеристику, как  креативность сейчас часто можно  встретить в профессиограммах различных  специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и консультантов. Никто точно не знает, как и  в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима. И так, зачем же нам всё-таки креативность и творческий потенциал?

В творческом потенциале заключается  самосовершенствование личности, её самовыражение, творческая фантазия и творческое воображение. Однако «творческость» чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов, креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать  как высший мыслительный процесс, который превосходит обычные мыслительные акты.

Многие исследователи  сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность  не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».

При развитии творческого потенциала, повышается интерес к работе, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С.Громов и В.А.Маляко называют семь признаков креативности:

  • оригинальность;
  • эвристичность;
  • фантазию, активность;
  • концентрированность;
  • четкость;
  • чувствительность.

Ряд ученых (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев) рассматривают  творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий  для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок  для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

По мнению американских учёных, творчеством является процесс, который соответствует одному из перечисленных условий:

1. Продукт мыслительной  деятельности должен обладать  новизной и ценностью. 

2. Мыслительный процесс  также отличается новизной в  том смысле, что требует преобразования  или отказа от ранее принятых  идей.

3. Мыслительный процесс  характеризуется наличием сильной  мотивации и устойчивости, протекая  либо в течение значительного  периода времени (постепенно или  с перерывами), либо с большой  интенсивностью.

4. Проблема, поставленная  первоначально, смутна и плохо  определена, так что требуется  ее переформулирование.

Из чего состоит  творческий потенциал.

Существуют разные точки зрения о том, что же всё-таки влияет на развитие творческого потенциала. Одни рассматривают «творческость» как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой «творческости» является наличие продукта, или решение задачи. Другие считают, что творческий потенциал (креативность) преобладает над интеллектом, то есть креативность это что-то бессознательное, если оно выше интеллекта (сознательного). А согласно учению американского психолога Джозефа Рензулли потенциал представляет собой сочетание трех характеристик:

- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

- творческости;

- настойчивости (мотивация,  ориентированная на задачу).

Творческие способности  – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные  оригинальные идеи, находить способы  их практического решения. То есть этот процесс не ограничивается рамками одного вида знаний, но представляет собой совокупность нескольких.

Как можно повлиять на творческую личность? Как развить творческие способности у людей, работников, сотрудников? Что такие люди могут  привнести в свою работу и как  это скажется на всём остальном?  Рассмотрим…

Работа с «человеком творческим»

Почему творческие личности, работая в группе, часто становятся нетворческими людьми? Как достичь  того, чтобы творческое начало каждой личности было направлено на решение  задач коллектива? Эти вопросы  заставляют задуматься над тем, какой  коллектив считается творческим, и в каких случаях творческий подход со стороны отдельных работников улучшает результаты деятельности всего  коллектива в целом.

Творческая обстановка прямым образом связана с увеличением  производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции  в силу того, что ее наличие позволяет  решить ряд важных проблем:

  • существенным образом повышает качество организационных решений;
  • помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества;
  • приводит к повышению производительности труда в силу оживления производственной деятельности;
  • повышает профессиональные навыки персонала.

Сегодня успешность социально-экономического развития общества в значительной степени зависит от его творческого потенциала, творческих способностей каждого сотрудника. Современная действительность с большим потоком поступающей информации как никогда нуждается в знающих, способных к творческой деятельности людях. Развитие творческого потенциала базируется на следующих компонентах: мотивационном, когнитивном, деятельностном, оценочном.

Мотивационный компонент  представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к выполняемой работе, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

– мотивация по результату, когда сотрудник ориентирован на результаты деятельности;

– мотивация по процессу, когда сотрудник заинтересован самим процессом деятельности.

Сформированная внутренняя мотивация позволяет включить людей в дальнейшую творческую деятельность, обеспечивает его мотивационно-творческую активность.

Когнитивный компонент предполагает овладение определенным уровнем  знаний и умений, которые обеспечивают развитие интеллектуально-логических способностей.

Деятельностный компонент  предполагает сформированность определенных навыков, позволяет развивать коммуникативно-творческие способности.

Оценочный компонент складывается из оценки результатов трудовой деятельности (например, аттестация).

Современная наука утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны – вдохновение, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Существует множество  идей для развития творческого потенциала сотрудников, рассмотрим некоторые из них:

  1. Руководителю следует взять на себя персональную ответственность за организационную работу, направленную на развитие новаторского климата. Хотя подчиненные могут и сами поддерживать и поощрять творчество друг друга, они не будут осуществлять такую поддержку постоянно, если не поверят, что их руководители последовательно поддерживают творческую линию поведения.
  2. Следует сознательно экспериментировать с новыми формами организации, осуществляя поиск методов максимизации поддержки, оказываемой сотрудниками друг другу в творческом плане.
  3. Сконцентрировать усилия против тех аспектов организационной культуры, которые сдерживают новаторство.
  4. Создание атмосферы откровенности и взаимодействия, в которой сотрудники смогут стимулировать друг в друге большую осведомленность и выдвижение идей.
  5. Заострение внимания на проблемах, решение которых возможно только творческим путем.
  6. Выделение и использование мотивов по отношению к каждому сотруднику.
  7. Обеспечение людей стимулирующей работой, которая вызывает чувство персонального и профессионального роста.
  8. Предоставление возможности оспаривания идей, «приподняв» уровень поставленных задач и проектов немного выше известных способностей подчиненных.
  9. Допущение  разнообразия индивидуальных стилей работы.
  10. Предоставление сотрудникам полного простора в игре воображения и поощрение откровенности.
  11. Уменьшение страха перед неудачей и наказанием, если новаторские идеи и рекомендации подчиненных не удались.
  12. Поддержание всех творческих начинаний.
  13. Руководитель должен быть катализатором, а не препятствием.
  14. Сообщение сотрудникам о том, каким образом их личный вклад способствует достижению общих целей.
  15. Развитие вознаграждения и стимулов за творческий вклад.
  16. Использование в оценках производительности труда сотрудников те показатели, которые характеризуют творчество.
  17. Поощрение открытого обмена информацией.

И так далее.

Творчество и  конкурентоспособность предприятия.

"Организация может  достичь наивысшего уровня своего  развития только в том случае, если будет создавать культуру  творческой неудоблетворенности."  – Лоуренс Миллер.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  2. Близость предприятия к клиенту.
  3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  6. Умение твёрдо стоять на своём.
  7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

На предприятии должны поощряться творчество и инициатива персонала, направленные на рост стоимости предприятия в будущем, на его конкурентные преимущества, на атмосферу на предприятии и т.д.

Предпринимательское творчество – это основной мотор инноваций. Предпринимательское творчество = Творческая деятельность, изобретательство × Предприимчивость, превращение изобретений в инновации.

Кто такие лидеры инноваций?

Быть инновационным значит быть не таким, как все, извлекая из этого прибыль.

Лидеры инноваций делают революции на рынке, создают на нем  новые ниши и ведут за собой  всех остальных людей.

Лидеры инноваций –  особая категория людей. Они не такие  как все. Они предприимчивы, любят  творческий подход и скорость. В  то время как другие стараются  следовать правилам, двигаясь в общей  массе, лидеры инноваций ломают эти  правила, создавая новые прорывные  направления в бизнесе. По признаниям таких известных лидеров инноваций, как Стив Джобс, Майкл Делл, Ларри  Эллисон, Сэм Уолтон, Эсте Лаудер, Джек Уэлч и многих других, чаще всего  в своей жизни они слышали  от традиционных бизнесменов, инвесторов и консультантов, что «это невозможно сделать». И тем не менее они  шли наперекор традиционной логике и делали революционные прорывы  и побеждали, становясь лидерами на рынке на глазах у изумленных конкурентов и разводящих руками консультантов.

Главный ключ к успеху.

Венчурные капиталисты, к  которым изобретательные предприниматели  обращаются за венчурным финансированием  своих инновационных проектов, говорят: "Цена идеям – 10 центов за дюжину. Секрет успеха не столько в идеях, сколько в том, как они преобразуются  в прибыльный бизнес". Это значит, что в первую очередь важны  предпринимательское мастерство и  бойцовский характер инноватора, его  умение создавать инновационные  бизнес-модели, знание методов венчурного управления, командной работы, предпринимательского лидерства, а также других инструментов превращения идей в успешный бизнес.

Информация о работе Что такое творческий потенциал